Приднестровье в 80-90 годы

Конец 80-х - начало 90-х годов XX столетия стали периодом гибели Советского Союза. В результате целенаправленной политики горбачевской перестройки в кратчайший срок было разрушено мощное государство, долгие годы казавшееся непоколебимым. Нараставшие месяц от месяца дезинтеграционные процессы суверенизации вовлекли в свое русло большое количество людей и стали теми центробежными силами, которые и раздробили монолит.

Однако в развитии событий в Молдавии было нечто, кардинально отличавшее их от событий в Прибалтике, Закавказье и Средней Азии. Отличие состояло в том, что население, компактно проживающее на левом берегу Днестра и в ряде населенных пунктов правобережья, на протяжении 1989-1990 гг. сумело сплотиться и дать должный отпор наступлению воинствующего национализма.

Националистические организации стали активно создаваться в Молдавии, начиная с 1988 г., причем в их создании «особая» роль принадлежала членам Союза писателей Г.Виеру, Л. Лари и др. Наиболее значительными – по количественному составу стали Клуб им. Матеевича и Демократическое движение в поддержку перестройки. Кроме ярко выраженной ксенофобии, выражавшейся в лозунгах, направленных против «мигрантов», прежде всего русских, главным «знаменем» этих организаций стали требования придания молдавскому языку статуса государственного, признания его идентичности с румынским языком и «возврата» ему латинской графики.

К концу лета 1989 г. общественно-политическая обстановка в Молдавии достигла точки кипения. Официальный Кишинев открыто заигрывал с националистическими организациями, которые в мае этого же года слились в единый Народный фронт Молдовы, копируя народные фронты Прибалтики.

Политика увещеваний, «умиротворения агрессора» по отношению к НФМ со стороны Верховного Совета, Совета Министров МССР, ЦК Компартии Молдавии привела к тому, что фронтисты, уверенные в своей безнаказанности, активно повели работу по захвату власти.

Деятельность же Интердвижения, возникшего в ответ на националистический курс Народного фронта и стремившегося не допустить превращения Молдавии в мононациональное государство, всячески тормозилась властями, включая, в первую очередь, партийную номенклатуру.

В создавшихся условиях единственной силой, сумевшей не только правильно оценить общественно-политическую обстановку, но и перейти к активным действиям, стал рабочий класс. Именно он перехватил инициативу из рук партаппаратчиков, когда стало ясно, что изменить ситуацию могут только решительные действия, а отнюдь не пустые слова о «необходимости решительных действий», о единстве и сплочении «всех здоровых сил общества», чем «отличались» представители партийной элиты.
Для отстаивания прав человека и гражданина рабочий класс, поддержанный и первую очередь инженерно-технической интеллигенцией, при сочувствии колхозного крестьянства пошел на беспрецедентную в масштабах СССР акцию - политическую забастовку. Незадолго до этого аналогичная забастовка была начата в Эстонии, где законы о языках уже были приняты и шла подготовка принятия закона о гражданстве.

В Молдавии непосредственным поводом к политической забастовке стало известие о том, что на сессию Верховного Совета МССР выносятся проекты законов по языковым вопросам, не прошедшие обсуждения, представляющие собой фактически вариант, разработанный НФМ.

Обсуждавшиеся с марта 1989 г. законопроекты «О статусе молдавского языка» и «О функционировании языков на территории МССР» были кардинально изменены в угоду требованиям НФМ. Были полностью проигнорированы предложения трудовых коллективов, депутатского корпуса Тирасполя, Бендер, Рыбницы, главным из которых являлось предложение о введении двух государственных языков – молдавского и русского, что полностью отвечало реально сложившейся на тот момент обстановке в языковой сфере Молдавии.
Новые проекты, видимо, собирались обнародовать лишь накануне сессии Верховного Совета МССР. Однако 11 августа они были опубликованы в многотиражной газете завода «Точлитмаш» им. Кирова в Тирасполе.

Ответом националистам стало создание Объединенного Совета трудовых коллективов. Решение о создании ОСТК в Тирасполе не носило неожиданного, спонтанного характера, т.к. назрела необходимость в координации действий Советов трудовых коллективов.

Именно Объединенный Совет трудовых коллективов возродил рабочее движение, поднял его на качественно новый уровень. В деле сопротивления приднестровцев воинствующему прорумынскому национализму и унионизму, в деле создания Приднестровской Молдавской Республики эта организация сыграла решающую роль.

Страницы: 1 2 3 4 5