мая 20

В минувший уик-энд Москву с официальным визитом посетила грузинская делегация во главе с госминистром по реинтеграции Темуром Якобашвили. По словам самого Якобашвили, визит был связан с опасностью новой войны в Абхазии и поиском выхода из тупика, в котором оказался мирный процесс. Как удалось выяснить, опасения госминистра разделяют и российские военные. Миротворцам в Абхазии и частям СКВО даны предписания «действовать по обстановке».

Как утверждают наши источники в российском военном ведомстве, вероятность того, что Грузия в ближайшее время может начать военную операцию против Абхазии и Южной Осетии, остается высокой. В связи с этим миротворцы и командование Северо-Кавказского военного округа уже получили соответствующие указания. Суть их состоит в том, что военным даны чрезвычайные полномочия в случае обострения обстановки действовать на свой страх и риск, не испрашивая у Москвы санкцию на каждый свой шаг. Так, командование частей СКВО имеет предписание: в том случае, если со стороны Грузии будет выдвигаться тяжелая техника, немедленно поднимать в воздух авиацию. Миротворцы в Абхазии получили инструкции отвечать «по максимуму», в том числе и с применением оружия, на любую провокацию или нарушение соглашений грузинской стороной. По словам собеседника, эти распоряжения сделают невозможным повторение ситуации лета 2006 года, когда российские миротворцы в нарушение мандата пропустили в Кодорское ущелье грузинский спецназ и тяжелую технику.

Автоколонны в сопровождении боевых вертолетов прошли тогда мимо находящегося на грузинской стороне 302-го миротворческого поста, но не были остановлены. Это вызвало негодование абхазской стороны. В правительстве Абхазии утверждали, что о самом факте прохода грузинских колонн узнали не от миротворцев, а от наблюдателей ООН. Один высокий чин в Минобороны РФ тогда, по нашей информации, привел довольно странные аргументы: во-первых, говорил он, это были регулярные грузинские части, а во-вторых, они численно превосходили миротворцев.

Теперь миротворцы будут действовать в соответствии с мандатом, а он предусматривает пресечение любых попыток продвижения на территорию Абхазии грузинских частей и техники. Впрочем, пока Москва усиливает свой миротворческий контингент в Абхазии, в Грузии продолжают настаивать на изменении формата миротворческой операции. И не оставляют надежды, что руководство России в конце концов будет вынуждено с этим согласиться.

«Мы сторонники пересмотра формата переговоров, – заявил по итогам своего визита в Москву Темур Якобашвили. – Но неправильно ставить вопрос так, что мы выгоняем русских. Речь идет о переходе от военной миротворческой к международной полицейской операции с участием России. Но Россия должна быть одной из сторон урегулирования, а не обладать эксклюзивным правом на миротворчество».

Тбилиси пытается вытеснить из переговорного процесса ООН (где РФ обладает правом вето), подключив к нему ОБСЕ и Евросоюз. «Мы считаем, что необходим новый формат переговоров – в рамках Евросоюза и ОБСЕ», – заявил Якобашвили. По словам госминистра, реакция на это предложение в Москве была «однозначно негативной».

Но в первую очередь, по убеждению грузинского госминистра, руководство РФ должно отменить указ по установлению прямых отношений с непризнанными республиками и вывести из Абхазии дополнительный контингент миротворцев. «Мы не считаем их миротворцами, – сообщил Якобашвили. – Это войска ВДВ, вооруженные артиллерийскими установками, то есть незаконные вооруженные формирования».

Главной задачей Якобашвили в Москве было лоббирование мирного плана, выдвинутого президентом Саакашвили. Напомним, что суть его в предоставлении Абхазии максимально широкой автономии, а ее лидерам – высоких должностей в руководстве Грузии с правом вето по вопросам, касающимся абхазов. Для начала в Гальском и Очамчирском районах предлагается создать свободные экономические зоны и вернуть грузинских беженцев. Как раз накануне приезда Якобашвили Грузии удалось добиться существенного успеха в этом вопросе: Генеральная Ассамблея ООН по инициативе Тбилиси приняла резолюцию, предписывающую разработать график возвращения беженцев в Абхазию. Резолюция была принята всего 14 голосами при 11 «против» и 105 воздержавшихся. Россия голосовала «против», США – «за». Воздержались практически все страны старой Европы. В отличие от решений Совбеза документы, принятые Генассамблеей, носят не обязательный, а рекомендательный характер, однако пропагандистский эффект резолюции нельзя недооценивать.

По словам посла по особым поручениям МИД России Юрия Попова, результат визита госминистра Грузии в Москву был нулевым: «Точек соприкосновения у нас не нашлось. Каких-то новых предложений грузинские партнеры нам не предоставили. Все осталось на своих местах». Еще раньше российские дипломаты заявляли, что Москва ни за что не пойдет на изменение формата миротворческой операции и не допустит ее интернационализации. Решение о выводе миротворцев правомочен принимать только Совбез ООН, так как миротворческая операция проходит под эгидой ООН. Но там у Москвы право вето. Миротворцы вводились в регион с согласия обеих сторон. Но источники в администрации президента РФ утверждают, что Москва не выведет их даже в том случае, если Грузия прямо потребует прекращения миротворческой операции. В крайнем случае будет заключен военный договор с Абхазией и российские военные останутся там уже в качестве армии-союзницы. Кстати, президент Абхазии Сергей Багапш как раз накануне визита Якобашвили напомнил, что его предложение о таком договоре остается в силе.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей