Почему молдавские политики и поддерживающие их избиратели ведут себя так безответственно? Что их сделало такими? Причина такого поведения кроется в извращенном понимании свободы, прав и ответственности: «У нас, – уверены все эти люди, – есть только права, и никаких обязательств. Мы никому ничего не должны. Мы сами решаем, что такое хорошо, и что такое плохо, мы делаем то, что хотим, никто нам не указ, для нас не существует никаких табу и тормозов». Такое мнение выразил в своей очередной публикации молдавский журналист и политический аналитик Дмитрий Чубашенко.
«Для обозначения разных систем власти придуманы всевозможные научные термины: демократия (власть народа), олигархия (власть немногих), аристократия (власть знати), меритократия (власть достойных), анархия (отсутствие власти), охлократия (власть толпы), теократия (власть духовенства)», - подчеркивает кишиневский эксперт и продолжает свои рассуждения...
… Для описания той системы власти, которая сложилась в современной Молдове, специальный научный термин еще не придуман. Не будет ошибкой назвать эту систему властью безответственных. Можно было бы поискать греческие или латинские названия для описания власти тех, кто нарушает закон, лишен чувства долга и совести, тех, у кого не осталось человеческого достоинства, порядочности, сострадания. В общем – власти безответственных.
Примеры безответственности власти в Молдове мы видим практически каждый день. Судя по всему, именно безответственность – главное качество, которое необходимо для успеха в местной политике. В этом есть своя логика: антиэлиту толкают наверх антиценности. На правде в такой перевернутой с ног на голову системе далеко на продвинешься.
Кто погасил свет в Молдове?
Последний по времени пример такой безответственности, который не могли, в самом прямом смысле слова, не увидеть сотни тысяч людей – это блэкаут, многочасовое отключение электроэнергии по всей Молдове.
Представители государственных учреждений, провластные эксперты и пропагандисты обвиняли в этой аварии и Россию, и погоду, и войну, и устаревшее оборудование. Единственные, кого они забыли записать в число потенциальных виновных, так это самих себя. В вариантах ответов на вопрос «Кто погасил свет в Молдове?» опция «Мы» напрочь отсутствовала.
Между тем, власти Молдовы должны были заранее предвидеть самые различные форсмажорные ситуации и предпринять меры для их недопущения.
Казалось бы, наиболее очевидное решение энергетической проблемы лежит на поверхности – это стабильные закупки по доступным ценам природного газа в России и электроэнергии у Молдавской ГРЭС в Приднестровье. У нас же умудряются закупать тот же самый российский газ втридорога через нескольких «европейских» посредников, а имея на собственной территории крупнейшую в регионе электростанцию, ухитряются приобретать по самым высоким ценам электроэнергию «в Европе». Торжественно объявленная «энергонезависимость от России» все равно оказалась не в состоянии предотвратить блэкаут, но этого «слона в комнате» никто из официальных лиц и не заметил. Говорят о чем угодно, но только не о сути проблемы.
Чтобы бесперебойно обеспечивать население, экономику, государственные учреждения энергоресурсами по приемлемым ценам, нужно немногое – просто быть ответственным руководителем. Поскольку наши не такие, у них не только самые высокие тарифы не энергоресурсы и коммунальные услуги, но и уже и блэкауты случаются.
Причина именно этой безответственности – желание слепо выполнять все директивы и санкции Европейского союза, даже если тебя самого в этот ЕС никогда не возьмут. Это какое-то извращение – тебя в ЕС не берут, но все условия «движения в ЕС» ты уже обязан беспрекословно выполнять. При этом явная патология выдается за норму.
«Как Европа»
Что уж говорить о Молдове, если Германия (!) дошла до того, что закрывает свои химические заводы из-за отказа покупать российский газ, увольняет десятки тысяч людей, снижает экономический рост и экспорт, но при этом переносит точно такие же производства в Китай, где тот же самый российский газ можно найти по старым добрым низким ценам, которые еще пять лет назад действовали и в Германии. Если такой цивилизованный, здравомыслящий и прагматичный народ, как немцы, занимается членовредительством, почему-то же самое не могут делать подражающие «цивилизованным европейцам» молдаване?
Безответственным руководителям в Кишиневе так нравиться обезъянничать и вести себя «как Европа», что они тоже готовы стрелять себе в ногу, убеждая окружающих, что это и есть истинная евроинеграция.
Власть безответственных – неотъемлемый спутник режима геополитической оккупации, в котором мы существуем. Кстати, наличие таких режимов начинают признавать и в самой Европе. Например, в Румынии эксперты уже употребляют термин «guvernare geopolitică» («геополитическое правление, геополитическая власть»). В принципе, это тоже самое, что и оккупация, просто звучит более осторожно.
Но даже если вы посажены в руководящие кресла в своей несуверенной стране какими-то внешними силами, перед которыми вы только и несете ответственность, все равно это не означает, что вы можете вообще ничего не делать и полностью игнорировать свой собственный народ. В конце концов, даже в Конституции, на которой вы все приносили присягу, написано, что это вы, а не еврокомиссары, проводите внутреннюю и внешнюю политику и осуществляете общее руководство публичным управлением. Вы должны хотя бы изображать исполнение своих обязанностей, чтобы не допускать всеобщих техногенных аварий в энергетике.
Гагаузский тупик
Другой результат безответственности власти последнего времени – политический кризис вокруг Гагаузии.
В законе об особом правовом статусе Гагауз Ери черным по белому написано, что гарантом полной и безусловной реализации полномочий Гагаузии, определенных данным законом, является… Республика Молдова. На деле мы имеем прямо противоположную ситуацию, когда именно государственные органы власти Молдовы пытаются лишить автономию ее законных полномочий. Идеальной конечной целью для Кишинева выглядит полное уничтожение Гагаузии как таковой.
Государство Республика Молдова отказывается отвечать по своим обязательствам гаранта закона о статусе Гагаузии, но и это никому не кажется ненормальным. Мы наблюдаем безответственность в самом прямом смысле слова: «Пусть там, у этих гагаузов, все разрушится, но мы никакие не гаранты, мы никому ничего не должны». Но ни у кого в Кишиневе даже мысли не возникло: а может это мы делаем что-то неправильно, разорвав заключенный более 30 лет назад «контракт» с гагаузами?
Почему наши политики и поддерживающие их избиратели ведут себя так безответственно? Что их сделало такими? Причина такого поведения кроется в извращенном понимании свободы, прав и ответственности. «У нас, – уверены все эти люди, – есть только права, и никаких обязательств. Мы никому ничего не должны. Мы сами решаем, что такое хорошо, и что такое плохо, мы делаем то, что хотим, никто нам не указ, для нас не существует никаких табу и тормозов».
Такая психология противоречит даже основополагающим канона либерализма, который они якобы исповедуют. Либерализм, действительно, ставит в центр мироздания отдельного индивида, который сам решает, как ему жить, как себя вести. Но даже самые оголтелые либералы, если у них еще сохранилась крупица вменяемости, признают и свою личную ответственность, и роль государства в качестве арбитра, выступающего посредником при столкновении этих самых отдельно взятых индивидов. Наши самозванные молдавские либералы не хотят ограничивать себя даже такими рамками. Многие из них уже немолодые люди, но ведут они себя совершенно инфантильно, не стесняясь выставлять напоказ свою вопиющую безответственность.
Безответственные эмигранты
Из застарелых примеров безответственности власти нельзя не упомянуть историю с голосованием на зарубежных участках.
Много споров о том, кто из уехавших за границу граждан Молдовы может голосовать, где, каким способом, но мало кто и в этом случае говорит о главном: все эти люди свой выбор сделали. Они покинули свою страну, решили свою судьбу именно таким образом. Они добровольно отказались исполнять свои обязанности в отношении Молдовы. Формально, по Конституции, у них остается право избирать и быть избранным, но это право не может быть безусловным, абсолютным, без обязанностей.
Если эти эмигранты не выполняют свою главную обязанность по отношению к государству – они в нем не живут, – то на каком основании за ними должно сохраняться право голосовать? Они больше не могут сказать – «Это моя родина, моя страна, моя земля, здесь мой народ, я вместе с ним».
Да, они присылают сюда какие-то деньги, но они делают это не для государства, а для своей семьи. Налоги они платят за границей, ВВП они увеличивают там, демографию улучшают тоже там. Почему же они, находясь там, должны избирать на выборах тех, кто управляет государством, здесь?
В самом худшем случае, если ты так сильно переживаешь за власть в Кишиневе, купи себе билет, прилети сюда хотя бы в день выборов и проголосуй. Но они не хотят предпринять даже такое маленькое усилие. Просто безответственные люди, которые выбирают безответственных политиков.
Апофеоз безответственности
Но безусловным победителем в номинации «Верх безответственности» является заявление главы молдавского государства о том, что она готова проголосовать за ликвидацию этого государства.
Если бы у тебя была хотя бы капля здравого смысла и ответственности, ты должна была бы публично признать, что ты не в состоянии исполнять обязанности руководителя государства, что у тебя это не получается, и поэтому ты, будучи ответственным политиком, уходишь со своего поста в отставку, потому что ты все провалила. Это было бы честно и понятно. Но понять, как в одной и той же голове может умещаться и президентская присяга о защите государства, его Конституции, его народа, и готовность эти государство, Конституцию и народ ликвидировать, – этого понять невозможно.
Такие действия – это просто вопиющая безответственность. Дело даже не столько в том, что ты опять развела людей по разные стороны баррикады – унионисты возбудились и стали еще активнее «топить» за объединение с Румынией, молдавские патриоты с не меньшим рвением бросились защищать суверенитет и государственность. Вопрос стоит по-другому: а как так можно вообще ни за что не отвечать?
Демарш президента попытались объяснить тем, что таким способом Кишинев якобы пытается надавить на Брюссель: мол, берите нас быстрее в ЕС, иначе мы сами туда придем через присоединение к уже состоящему в этом союзе государству. И это тоже совершенно безответственная тактика. Если вы решили напугать таким странным способом брюссельского «ежа», то все равно такими странными перформансами не должен заниматься сам президент. Найдите в правящей команде какого-то сельского дурачка, благо таковых там хватает, и поручите ему озвучивать подобные эксцентричные инициативы. Зачем же самой главе государства выступать в роли неадеквата?
При этом ты еще и берешься учить армян и грузин, как им следует развивать свои государства. Армяне и грузины, государственность которых зародилась еще до нашей эры, только с недоумением пожимают плечами: что случилось с этими бессарабскими румынами? Как они вообще могут рассуждать о развитии наших государств, если они сами готовы ликвидировать свое собственное?
В истории с возможным референдумом за объединение с Румынией уже привычная безответственность усугубляется тем, что примерно третья часть граждан не видит в таких инициативах ничего необычного, то есть считает безответственность на высшем политическом уровне как бы нормой. А вот это уже по-настоящему серьезная социальная проблема для Молдовы.
Здесь мы возвращаемся к вопросу о свободе выбора: нужно ли давать такую свободу тем, кто готов ликвидировать Молдову путем ее присоединения к Румынии? И почему обязательно растворяться только в Румынии? Да, исторически мы бывали и в ее составе, но почему не пойти дальше? Может, кто-то захочет выдвинуть инициативу о вхождении в состав Швейцарии в качестве ее кантона, ведь, что ни говори, а Швейцария намного более продвинутая во всех отношениях страна, чем Румыния. Еще можно попроситься 55-м штатом в состав США, заняв очередь за Канадой, Гренландией, Венесуэлой и Кубой. Это, конечно, противоречит неотрамповской «доктрине Монро», но вдруг бы американский президент заинтересовался идеей прирасти чем-нибудь и в нашей части света?
«Как ни крути, дурно понимаемый либерализм все равно заводит в тупик. Потому что свободы без ответственности за то, как ты ею распоряжаешься, быть не должно, да и не может. Без ответственности свобода превращается в несвободу, а в политической жизни неизбежно порождает власть безответственных», - заключает Дмитрий Чубашенко.
Лента новостей