Сен 04

На севере Афганистана в провинции Кундуз минувшей ночью во время бомбардировки НАТО в результате взрыва похищенных талибами цистерн с горючим погибли более 90 человек, среди которых не только боевики "Талибана" и, вероятно, десятки мирных жителей.

Это произошло через несколько часов после пресс-конференции в Вашингтоне министра обороны США Роберта Гейтса, на которой он заявил, что новая стратегия президента США Барака Обамы в Афганистане "только начинает работать".

Западные информационные агентства со ссылкой на командование войск НАТО в Афганистане передают, что минувшей ночью в провинции Кундуз на границе с Таджикистаном боевики "Талибана" напали из засады на две автоцистерны с горючим, обезглавили водителей, после чего попытались угнать машины в лес.

Как заявил губернатор провинции Мухаммад Омар, талибы приказали обитателям селения Хаджи Аман помочь им переправить бензовозы через реку, а когда возникла заминка, очевидно, просто решили разделить похищенное горючее между жителями деревни. В этот момент немецкие боевые самолеты из состава сил НАТО и нанесли удар. Число погибших – минимум 90 человек, по некоторым данным, половина из них местные крестьяне. В больницы города Кундуз, как сообщает корреспондент афганской службы РС, доставлено множество раненых и пострадавших с тяжелыми ожогами.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен рассказал сегодня журналистам, что командующий силами альянса в Афганистане генерал Стенли Мак-Кристл уже встретился по этому поводу с президентом страны Хамидом Карзаем, который заявил, что гибель любого количества мирных жителей во время боевых операций неприемлема. Начато официальное расследование, добавил Расмуссен, подчеркнув, что, по его данным, пока неясно, действительно ли жертвы среди мирных жителей столь велики – по его словам, они лишь "возможны":

- Народ Афганистана должен знать, что мы стараемся защитить их всеми доступными нам средствами, и что мы обязательно проведем полное и немедленное расследование этого инцидента.

По мнению большинства экспертов, случившееся указывает на то, насколько сильно в последнее время обострилась обстановка в некоторых провинциях на севере Афганистана, населенных, преимущественно, этническими таджиками.

Если гибель большого числа мирных жителей минувшей ночью подтвердится, это вызовет всплеск возмущения по отношению к силам НАТО во всем регионе – всего через 2 месяца после того, как главнокомандующий силами США и НАТО в Афганистане Стенли Мак-Кристл объявил о принятии ряда мер, направленных на уменьшение количества жертв среди гражданских лиц во время боевых действий.

После того, как талибы были выбиты из провинции Кундуз в самом конце 90-х годов, жизнь там протекала относительно мирно, по сравнению с другими афганскими провинциями – но только до начала этого года. Ряд американских военных специалистов утверждает, что одна из возможных причин - нежелание немецких миротворцев, в основном обеспечивающих безопасность в провинции Кундуз, ввязываться в серьезные столкновения с боевиками из-за давления правительства ФРГ, опасающегося больших жертв среди своих солдат и последующей негативной реакции немецкого общества.

Кроме того, из-за неуклонно растущей активности боевиков в южных и центральных провинциях Афганистана, населенных пуштунами, командование НАТО недавно наладило снабжение своих войск в основном через север страны, до сих пор более безопасный в военном отношении. После чего руководство "Талибана", очевидно, решило активнее действовать в регионе и чаще атаковать натовские колонны.

Вот как рост напряженности в провинции Кундуз вчера на пресс-конференции объяснил губернатор Мохаммад Омар:

- Мощный "Северный Альянс", который еще называли "Объединенным Фронтом", в 90-е годы успешно противостоявший талибам здесь, на севере Афганистана, потом был исключен из политической жизни страны, и сегодня его лидерам безразлично, что случится с нынешним правящим режимом в Кабуле. После того, как один из наших главных портов на пограничной с Таджикистаном реке Амударья НАТО превратило в крупный центр транзита своих грузов, активность талибов в провинции Кундуз резко возросла, а опереться нам не на кого. Географическое положение провинции крайне важно для всего Афганистана, но из-за нехватки сил и средств в некоторых районах крестьяне не видят полицейских в течение многих месяцев подряд. Все это дает возможность нашим врагам взять сельскую местность под свой контроль.

В минувшем июле в провинции Кундуз состоялась совместная операция немецких и афганских подразделений, одной из целей которой было помешать боевикам из радикального Исламского движения Узбекистана бежать на север через афганскую территорию из Пакистана, где пакистанская армия вела наступление против боевиков со своей стороны пакистано-афганской границы.

Рост напряженности в провинции Кундуз вызвал тревожную реакцию не только в Кабуле, отмечают эксперты, но и в соседних Таджикистане и других государствах Центральной Азии, правительства которых опасаются, что талибы могут в любой момент начать действовать и на их территории.

Гибель мирных жителей в провинции Кундуз от авиаудара сил НАТО вновь поставил вопрос об ошибках в тактике и стратегии международной военной операции в Афганистане. По данных экспертов, около 30 процентов жертв военного конфликта в Афганистане – гражданское население. Об этом и о перспективах иностранного военного присутствия рассказывает международный обозреватель РС Ирина Лагунина.

- В данном случае, есть одна совершенно конкретная ошибка. Она, собственно, и привела к тому, что этот район из относительно безопасного вновь превращается в очаг нестабильности. Заключается она в том, что войска НАТО, которые там расквартированы, из Германии. Германское правительство наотрез отказывается, чтобы они участвовали в вооруженных действиях. Поэтому войска НАТО выполняют даже не военные или полицейские функции, а просто функцию присутствия на месте. И там происходит все, что угодно, в том числе инциденты, как этот. Проблема состоит в очень неточной развединформации. Многие удары производятся с воздуха, а они координируются в соответствии с данными местной разведки. Представителей военной разведки очень мало, на юге страны это, в основном, американцы, а на севере страны полагаются на местных. В результате практически 30% жертв в Афганистане - это мирные жители.

По всей стране, скажем тНа севере все пока не так критично, хотя сейчас, возможно, ситуация будет не настолько стабильна, как прежде. Из-за нестабильности на юге НАТО и США осуществляют поставки через север. В частности, через Таджикистан. И, естественно, этот район окажется под особым вниманием и прицелом талибов. Чего не было сделано для того, чтобы избежать ухудшения ситуации? Не было прозрачности власти. Была чудовищная бюрократия. Не было быстрого развития. Все увязало в этой бюрократии, в местных военных князьях, полевых командирах, которые опять вошли во власть в 2004-2005 годах и абсолютно уничтожили доверие населения к той власти, которая пришла в Афганистан в 2001 году. Ведь когда Карзай только пришел к власти, он пользовался потрясающей поддержкой. Он не смог установить свою власть независимо от тех людей, которые участвовали в массовых нарушениях прав человека, в массовых военных преступлениях в этой стране. США, которые доминировали в политике Афганистана, не смогли провести между ними эту черту.

- Похоже, что перед администрацией Барака Обамы стоит очень трудно выполнимая задача. Американцы не могут уйти из Афганистана, поскольку без военного присутствия страна действительно скатится к хаосу. В то же время продолжать такими же методами военную операцию тоже нельзя. К чему сводится сейчас дискуссия в Вашингтоне по этому поводу?

- К тому, что предложен новый план, который предусматривает следующее. Характер нынешней военной операции сохранится, кардинальным образом изменится характер экономической помощи, в том числе и административной. Помощь будет направляться не в коррумпированные правительственные структуры, а непосредственно в американские, европейские, австралийские фирмы. Кстати, будут самостоятельно проводить программы реконструкции и японские фирмы. Словом, все направлено на то, чтобы жители могли видеть, что что-то конкретно меняется.

- Означает ли это уменьшение военной компоненты? Ведь военная ситуация становится сложнее.

- Это было бы хорошо, но я не думаю, что это реалистично. Сейчас к афганской ситуации добавляется пакистанская. Конечно, там США или НАТО не будут напрямую вести военные действия. Пакистан этого не допустит. Но какие-то совместные действия по границе и США, и Пакистан проводить сейчас просто вынуждены.

Александр Гостев, Андрей Шарый


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей