Приднестровье провело выборы в условиях регионального кризиса безопасности и беспрецедентного внешнего давления. Почти четыре года республика живет в условиях экономической блокады и в постоянном ожидании военного вторжения – то ли со стороны Молдовы, то ли со стороны Украины, то ли одновременно с запада и с востока. Акцентирует внимание директор тираспольского института социально-политических исследований и регионального развития Игоря Шорникова, комментируя итоги голосования в Верховный и местные Советы Приднестровья.
Приднестровский политолог напоминает, что в январе 2025 года жители республики испытали настоящий шок: посреди зимы в домах исчезло тепло и электричество. Промышленные предприятия встали, люди остались без работы или в вынужденных отпусках. Экономика до сих пор не вышла на минимальный уровень, позволяющий государству выполнять социальные обязательства.
«Однако выборы прошли совершенно спокойно. Напряженная внешняя ситуация, наряду с нечистоплотными попытками вмешательства в выборы со стороны спецслужб Молдовы, скорее простимулировала людей прийти на избирательные участки и проголосовать», — констатирует Игорь Шорников.
По мнению эксперта, в текущих условиях явка 26% – хороший результат, который говорит о том, что политическая мобилизация народа в Приднестровской Молдавской Республике остается высокой и поддержка собственной государственности людьми никуда не исчезла. При этом мало кто учитывает, что явка считалась от избирательной базы 395 тысяч человек – официально зарегистрированных граждан, а не реально проживающих.
«Проблема на первый взгляд низкого показателя в том, что избирательные списки не вполне соответствуют числу остающихся в республике жителей. Ни для кого не секрет, что многие находятся на заработках за рубежом. У этих людей физически не было возможности проголосовать. Организовать голосование своих граждан за рубежом, как это делает Молдова, непризнанное Приднестровье не может», — отмечает Игорь Шорников.
Политолог полагает: в целом, если сравнивать приднестровские 26% с молдавской явкой на недавних парламентских выборах – 52%, можно заметить, что в реальности эти цифры вполне сопоставимы. Так как к молдавской явке 15% прибавило зарубежное голосование. А еще молдавские выборы знамениты беспрецедентным уровнем фальсификаций. Если допустить, что внутри Молдовы явка была сопоставима с приднестровской, то в простом уравнении получим еще 15% вброшенных бюллетеней.
«Приднестровский результат говорит о демографическом кризисе, но не о кризисе государственности или легитимности. В республике по-прежнему поддерживают курс на независимость от Молдовы с последующим присоединением к России», — подчеркивает Игорь Шорников.
Руководитель тираспольского института социально-политических исследований и регионального развития напоминает, что в России немного говорят о Приднестровье, но много делают для обеспечения его безопасности. Так, российский МИД неоднократно заявлял, что агрессия против республики будет означать нападение на Российскую Федерацию. В момент энергокризиса 2025 года именно Москва смогла найти временное решение проблемы, которое постепенно, увы, становится не таким уж и временным.
«Приднестровье получает финансовую помощь от России. Москва заинтересована в предсказуемой ситуации внутри Приднестровья и стабильность на его границах. Вопрос о модернизации республики может встать разве что после урегулирования кризиса на Украине. Сейчас у России задача обеспечить безопасность и относительное благополучие своих граждан и соотечественников», — заключает Игорь Шорников.
На первом заседании парламента VIII созыва было избрано новое руководство законодательного органа. Председателем избрана бывший руководитель Слободзейского горрайсовета, кандидат социологических наук Татьяна Залевская. Должности вице-спикеров заняли парламентарии с большим законодательным стажем – Галина Антюфеева и Александр Коршунов. Средний возраст новоизбранных депутатов – 53 года. Два парламентария в возрасте до 40 лет, 9 – до 50 лет, 11 законодателям не исполнилось еще 60 лет, а 11 – старше. 92% из них – самовыдвиженцы. Двое выдвигались по месту работы. Еще столько же – по месту жительства. В Приднестровье голосуют не по партийным спискам, а за каждого кандидата персонально.