Дек 13

ОбществоСоциальные сети могут быть важным компонентом в становлении публичной политики, а также в развитии прямой демократии в Приднестровской Молдавской Республике и вовлечении граждан в процесс принятия решений. Такое мнение высказала директор программ приднестровского Института социально-политических исследований и регионального развития (ИСПИРР) Вера Табак.

На днях в стенах ИСПИРР состоялась встреча, посвященная политической культуре и социальным сетям. Открывая дискуссию, директор института Игорь Шорников отметил, что тема соцсетей – это сложная и не до конца разработанная проблематика. Ставшие феноменом последнего десятилетия, они сегодня создают альтернативное по отношению к традиционным СМИ информационно-коммуникационное пространство, и это пространство набирает все большую силу.

Анализ приднестровского сегмента социальных сетей – одна из исследовательских задач ИСПИРР. Внимание прежде всего уделяется сети Facebook, которая аккумулирует именно социально-политические дискуссии.

Заместитель директора ИСПИРР Андрей Моспанов рассказал на заседании клуба об экспериментальной методике, которая используется в Институте для экспресс-оценки текущего потенциала, социального ресурса приднестровских групп в Facebook, тематики их публикаций и определения индекса интереса к политике. Он продемонстрировал эту методику на примере двух групп – «Приднестровье Онлайн» и «Приднестровье – наш общий дом».

Основой экспресс-анализа являются 100 последних публикаций в группе. Рассчитываются коэффициенты авторской активности (каким числом авторов были созданы 100 публикаций), вовлеченности (сумма всех лайков, комментариев и репостов, поделенная на 100), а уже исходя из показателей вовлеченности и числа публикаций, отнесенных к категории «политическое», – индекс интереса к политике.

В самой категории «политическое» выделяются внутри- и внешнеполитические темы. Андрей Моспанов остановился на индексе интереса к внутренней политике. В группе «Приднестровье Онлайн» он достаточно умеренный, в группе «Приднестровье – наш общий дом» – высокий.

При оценке потенциала групп используется также коэффициент «топ-7» (число публикаций, приходящихся на топ-7 наиболее активных авторов). Кроме того, отдельно учитывается роль администраторов и модераторов группы в формировании контента.

Директор программ ИСПИРР Вера Табак, в свою очередь, представила исследование о рейтинге активности приднестровских политиков в Facebook. Она обратила внимание на то, что в мировой практике личные аккаунты политиков вызывают гораздо больший интерес аудитории, чем корпоративные, и привела пример Марии Захаровой, Себастьяна Курца, Ангелы Меркель и Терезы Мэй.

Если говорить о Приднестровье, то здесь ситуация неоднозначна. Социальные сети пока не вошли по-настоящему в профессиональную жизнь местных политиков. Половина депутатов Верховного Совета, например, не имеет аккаунтов в том же Facebook вовсе. 18% обладают персональными страницами, но их активность стремится к нулю. И только 28% парламентариев имеют аккаунты и ведут их. Среди них выделяются Олег Василатий и Андрей Сафонов, у которых самая высокая публикационная активность.

Из членов правительства аккаунты в Facebook имеются всего у 19%. Ярких индивидуальных аккаунтов среди них нет. Общий минус, как отметила Вера Табак, в том, что недостаточно собственных комментариев к постам. Наиболее высокая публикационная активность здесь у Руслана Мовы и Виталия Игнатьева.

В целом, по словам директора программ ИСПИРР, социальные сети могут быть важным компонентом в становлении публичной политики, а также в развитии прямой демократии в ПМР и вовлечении граждан в процесс принятия решений.

Интересными были мнения участников дискуссионного клуба. Так, администратор группы «Приднестровье Онлайн» Михаил Голотин считает, что в ходе дальнейших исследований обязательно стоит учитывать число не только авторов, но и тех, кто просто читает материалы приднестровских групп в Facebook, не оставляя отзывов.

По его словам, было бы интересно сравнить примерно равнозначные по числу участников и социальному ресурсу группы – «Приднестровье Онлайн» и «ПМР».

«Хотелось бы также видеть выборку по Вайберу, потому что Вайбер сегодня в определенном смысле уже опережает нас», - отметил Михаил Голотин.

Медиаэксперт Наталья Скуртул предложила использовать в анализе не только Facebook, но и «Одноклассники», а также «ВКонтакте». Тогда можно будет, по ее мнению, получить полный социальный срез.

Михаил Голотин обратил внимание на большой потенциал «Одноклассников».

«То, что у нас сегодня есть в Facebook или в Вайбере, – это игры в песочнице. Как только все это перейдет в «Одноклассники», где примерно в 10 раз больше активных пользователей, то тогда мы увидим, что такое коммуникация и общение с народом», - отметил он.

По словам администратора группы «Приднестровье Онлайн» Натальи Пянковской, приднестровский сегмент Facebook «очень сильно отличается от всех остальных Фейсбуков».

«Далеко не будем ходить: личные странички политиков Молдовы и Украины очень активны, с множеством подписчиков. У нас же все общение происходит в группах. А личную страницу наши политики используют больше для каких-то приятных личных вещей, например, поздравлений. Потому для изучения активности приднестровских политиков в сети стоит исследовать их комментарии и реакции также и в группах», - считает Наталья Пянковская.

Как отметил депутат Верховного Совета Андрей Сафонов (одновременно являющийся и администратором группы «ПМР – за независимость!»), в условиях глобальной информационной войны соцсети развиваются и идут вперед именно как политическое орудие.

«Они, возможно, будут каким-то образом трансформироваться, если появятся технические новинки, но их главное предназначение останется социально-политическим», - прогнозирует парламентарий.

При этом, по его мнению, и в Приднестровье по мере приближения парламентских и президентских выборов (2020-й и, соответственно, 2021 год) соцсети все больше станут вовлекаться в борьбу за власть.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей