С председательством Украины в ОБСЕ в приднестровском урегулировании связывались особые надежды. В Миссии ОБСЕ в Кишиневе давали понять, что в этот период можно ожидать прорыва на переговорах. Однако в Одессе стороны договорились … «о демонтаже фуникулёра через Днестр между Резиной и Рыбницей». Безусловно, в официальных сообщениях о встрече был и «гарнир для главного блюда» – «политические представители Молдовы и Приднестровья также обменялись большим количеством информации, касающейся включённых в повестку дня вопросов, по которым не удалось достичь соглашения». Как говорится: «С большой тучи — маленький дождик!»
В последнее время, в том числе официальными лицами разных государств, много говорится о кризисе в деятельности ОБСЕ. Страны выделяют денежные ресурсы на работу организации, но вот те ли «плоды» созревают на этом «общем дереве»?
Не хочется сваливать неудачи в деятельности формата «5+2» на сотрудников миссии ОБСЕ в Молдове, но мы не можем избавиться от ощущения, что вся эта деятельность в формате «5+2», бесконечные встречи превращаются в самоцель. И это разочаровывает.
Видимо, кроме встреч официальных представителей Молдовы и Приднестровья должно быть что-то еще – целая платформа с набором инструментов для сближения позиций Кишинева и Тирасполя. Такая «платформа» должна быть разработана, координироваться и функционировать, видимо, под эгидой миссии ОБСЕ в Кишиневе.
Например, во время Ирландского председательства были выдвинуты идеи создания гражданского форума из числа представителей двух берегов, о взаимодействии СМИ.
Решения были приняты, а где дела? Беремся за демонтаж фуникулера?
Также, в частности, посредники поддержали идею о возможности трансляции приднестровского телеканала на правом берегу Днестра. Но все опять закончилось декларациями. Рутина…Рутина…Рутина…Но в ней мы видим важный знак – механизм не работает.
Сегодня, по-прежнему, как огромное достижение преподносится факт, что запущен дизель Кишинев-Одесса. По маршруту проехали высокого уровня дипломаты и убедились – да, работает. Но где была миссия ОБСЕ и все руководство организации, когда Кишинев в одностороннем порядке приостановил пассажирское сообщение приднестровского региона с остальным миром? Разве это не было грубым нарушением прав граждан Молдовы, живущих на левом берегу? Разве к Кишиневу были применены за это какие-то санкции? Были официальные заявления? Понятно, что у каждой стороны в конфликте своя «правда». Но почему должны страдать люди? И почему в одних случаях официальная реакция возникает, а в других нет?
По традиции главой миссии ОБСЕ в Молдове назначают американских дипломатов. Мы видели на этой должности специалистов разного уровня. Среди них был и большой любитель изобразительного искусства, задержанный в московском аэропорту.
Все же надо признать, что для американцев молдавская действительность - чужая. И им требуется немало времени, чтобы понять менталитет народа, традиции, ценности, поведенческие модели, своеобразие региона. А плюс к этому, нужно изучить огромное количество документов, наработанных за время переговоров. И не просто изучить, а оперировать ими.
Что интересно, американцы остаются патриотами, даже если они находятся на службе в международной организации.
На встрече в начале июня в Вашингтоне, где обсуждались возможности урегулирования приднестровского конфликта, бывший глава миссии ОБСЕ в Кишиневе Уильям Хилл (1999-2001, 2003-2006) назвал федерализацию Молдовы "спорной", так как встает вопрос о том, как структурировать глубоко политизированную систему. Но главное, считает американский дипломат – «…российские войска не должны находиться на территории левого берега Днестра. Никто не хочет видеть их в Молдове". Поскольку затронуты серьезные вопросы, которые требует развернутого рассмотрения, не стану их комментировать. Но позволю себе короткое замечание. Можно подумать, что американские войска кто-то желает видеть во множестве других стран, где размещены не миротворцы, а американские военные объекты. И таких государств – по разным данным - около 130. Это как раз тот случай, когда человек в чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает.
Кстати, Уильям Хилл работал в Молдове в то время, когда западные дипломаты «убедили» Владимира Воронина отказаться от подписания плана Дмитрия Козака.
Особый знак показывает нам, что для политического урегулирования пока условия не созрели. Переговоры можно вести, когда у уполномоченных лиц нет ограничений, и стороны вольны рассматривать разные варианты, начиная от цивилизованного развода и заканчивая моделью унитарного государства. Но как могут политические представители Молдовы и Приднестровья вести дискуссии о всеобъемлющем урегулировании, когда их сдерживают непреодолимые пока преграды: закон парламента Молдовы от 2005 г. и результаты референдума в Приднестровье?
На самом деле приднестровский конфликт не так уж легко решаемый. Это хорошо поняли и точно изложили сотрудники Миссии ОБСЕ в докладе № 13 в 1993 г. , когда оценивали конфликт и изучали его истоки. И для обычных людей это стало аксиомой, потому что есть свидетельства: тысячи погибших и раненных, беженцы, подбитая румынская военная техника, долго лежавшая на обочине полтавской трассы после трагедии в Бендерах, украинские и русские казаки – среди защитников Приднестровья и т.д. и т.п.
Понимает это и нынешний глава молдавского правительства. После вступления в должность, Юрие Лянкэ пояснил, что о четких перспективах урегулирования сегодня вряд ли может сказать "кто-либо рациональный и ответственный в суждениях".
Но урегулировать конфликт, эту нелегкую задачу, поставил перед собой председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпёй. А вдруг это станет его «историей успеха», «коньком» переговорческой практики? Тем более, что о Ван Ромпёе во всезнающей Википедии сказано, что он «опытный переговорщик».
И еще говорится, что господин Херман Ван Ромпёй в свободное время увлекается сочинением хайку. В своих «хайку Ромпёй пишет об одиночестве, боге, цветах, cмерти». А в Японии есть клуб поклонников его произведений.
Учитывая хобби господина Ван Ромпёя, закончу комментарий подарком для него – специально написанным хайку. Все как положено – 17 слогов. О Приднестровье.
Дойна тонет в воде.
Невыразима печаль
Двух берегов.
Примечание: дойна - молдавская народная лирическая песня.
Сергей Ткач
Оставьте свой отзыв
- Прогноз погоды на неделю
- Проблематика доставки газа
- Выбор наполнителя зимней куртки
- Как правильно фотографироваться
- Аудитория молдавского интернета
- Продление налоговых и таможенных льгот
- Старт предновогоднего марафона
- Актуализация сумм госпошлины
- Благоустройство новой зоны отдыха
- Оппозиция требует перемен
- Европейская делегация посетила Тирасполь
- Господдержка предприятий реального сектора экономики
- Вернисаж к юбилею
- Обзор нарушений прав и свобод жителей ПМР
- Фанфары Днестра
- Октябрьский прожиточный минимум
- Основы госполитики в области ядерного сдерживания
- По наказам избирателей
- Радикалы нагнетают
- План развития системы среднего профобразования
- Финансово-экономическое положение дел
- Текущая ВЭД ПМР
- Евросоюз провоцирует общественный раскол
- Поддержка молочного животноводства
- Ресоциализация осужденных
- Учения о суверенном интернете
- Различия систем ГЛОНАСС и GPS
- Полезное в кукурузных хлопьях
- Начинаются испытания вакцины от рака
- Диктатура в растерянности
- Протокол ДТП без участия ГАИ
- Пора сменить резину
- Впереди Ялта-2025
- Единый налоговый платеж на доходы
- Никто не верит!
- Октябрьский индекс цен
- Правовое регулирование норм дуального обучения
- Провокации и оголтелая русофобия
- Лесистость Приднестровья
- Запрет рыболовства на зимовальных ямах
Обсуждение новостей