июня 09

Молдавский лей Молдова находится не только в условиях системного финансово-экономического кризиса, но и на пороге банкротства. Власть очень надеется на помощь МВФ, но условия подписания соглашения с этой организацией достаточно жесткие, и они лишь усугубят наше положение.

Узнав о принятом 28 мая решении Национального банка Молдовы об очередном повышении ставок НБМ, я вспомнил фразу „Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус”!

Дело в том, что, начиная с декабря прошлого года, НБМ существенно ужесточил свою денежную политику – четырежды повысил базисную ставку (почти в 4 раза) и дважды с января текущего года – норму резервирования (более чем на 40%).

Ужесточение своей денежной политики НБМ объясняет, прежде всего, ускорением инфляции. Действительно, годовая инфляция в апреле т.г. составила 7,6%. Ее прогноз в целом по году, сделанный тем же Национальным банком Молдовы, превысит 8%, т.е. выйдет за пределы цели НБМ – 5% +/- 1,5 п.п. Рост инфляции в 2015 году по сравнению с 2014 годом составит 59%!

К сожалению, НБМ опять же не понимает природы нынешнего всплеска инфляции в Молдове. Повышение инфляции у нас не связано с избытком денег. Рост цен вызван чрезмерной девальвацией молдавского лея. А это, в свою очередь - с непрофессиональными действиями НБМ в 2014 году и в предшествующие годы. Сегодня это признают многие эксперты.

Следовательно, и бороться с инфляцией надо иначе. Реальные рецепты лежат в другой плоскости, а именно – в стимулировании экономики и масштабной поддержке бизнеса. Обеспечим стабилизацию экономики, значит, наведем порядок и в области инфляции, и в области курса национальной валюты.

Однако, подобными мерами, т.е. чисто монетарными инструментами, реальные причины инфляции не устранить. Конечно, можно добиться, что через несколько лет, возможно, инфляция будет соответствовать целям НБМ, но СЕЙЧАС Национальный банк однозначно добьется лишь одного – ухудшения общеэкономической ситуации.

Уже сегодня действия НБМ привели банковскую систему к кризису ликвидности (критический уровень банковских резервов, прежде всего избыточных резервов), что неизбежно обусловило повышение процентов по банковским кредитам (более чем на 30%), а экономика, экономические агенты каждодневно сталкиваются с недостатком оборотных средств.

Пока нет информации о ВВП Молдовы в 1 квартале, но уже имеющиеся официальные данные означают, что экономика страна уверенно погружается в кризис – уменьшаются объемы строительства, перевозки грузов, экспорта и импорта. Причем, экспорт в страны ЕС сократился в марте т.г. на 10%, а импорт из ЕС – на 20%.

И вместо того, чтобы поддержать экономику посредством проведения стимулирующих политик, власть – и правительство, и НБМ, - еще более ее зажимают.

Именно в данном ключе я рассматриваю принятое 28 мая т.г. Национальным банком Молдовы решение о повышении базисной ставки НБМ и норм резервирования. Основная цель, которую преследует НБМ - это дальнейшее изъятие ликвидности из экономики, начатое в конце 2014 года. Последствиями этого решения будет еще большее повышение процентов по кредитам и, следовательно, еще меньшее число молдавских компаний смогут взять ресурсы у банков страны по причине их дороговизны. А все это еще более усугубит ситуацию в экономике.

С другой стороны, проводимая политика НБМ, создав дефицит ликвидности, привела к существенному увеличению ставки доходности государственных ценных бумаг, которую минфин вынужден платить по своим облигациям – в 3,5-5,3 раза в зависимости от сроков размещения бумаг. В результате резко возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга – в 2,3 раза. Я уже не говорю о предстоящем резком увеличении внутреннего госдолга, связанного с многомиллиардыми кредитами НБМ БЕМ, Банка Сочиалэ и Унибанку. Это будут просто неподъемные расходы для страны в настоящих условиях. Сколько? Это легко подсчитать.

Допустим, кредиты Национального банка составляют около 10 млрд. лей. (В прессе фигурируют разные данные – от 9 до 15 млрд., но на сегодняшний день рассекретили информацию лишь о 9,3 млрд. лей.). Ставка доходности, которую минфин платит за обслуживание долга, сегодня составляет около 19%. В результате мы имеем порядка 1,8 млрд. лей в год. В 2014 году на эти цели было израсходовано 378 млн. лей. В плане госбюджета на 2015 год – уже 885 млн. лей (рост в 2,3 раза). С учетом отнесения кредитов НБМ на госдолг на его обслуживание потребуется 2,7 млрд. лей (рост к 2014 году – в 7 раз!).

Достаточно сложной и взрывоопасной остается ситуация на валютном рынке. За 4 месяца поступления от трудовых мигрантов сократились на 27%, в апреле – на 36%. В результате сохраняется дефицит валюты на рынке. В апреле он составил 96,7%.

Вероятность значительной девальвации молдавского лея в этих условиях достаточно велика, а у НБМ практически нет финансовых возможностей оперативно среагировать и не допустить обесценение лея.

Дело в том, что в результате непродуманных действий Национального банка Молдовы валютные резервы НБМ сократились в 2014 году на 664 млн. долл. США и с начала года – еще на 400 млн. Уровень официальных резервов приблизился к критическому. Операционный ресурс НБМ, т.е. максимум, чем реально располагает Национальный банк, это около 200 млн. долл. США, а этого явно недостаточно, чтобы предотвратить масштабную девальвацию МДЛ, а угрозы, и внутренние, и внешние, чрезвычайно высоки.

Как уже отмечалось, ужесточение денежной политики объясняется необходимостью предотвратить высокую инфляцию и девальвацию. Но подобными мерами, ужесточая денежную политику и зажимая денежную массу, реальные причины инфляции и девальвации не устранить. Более того, действия НБМ приведут лишь к одному – тысячи экономических агентов окажутся на грани банкротства, и кризис усилится. Это, в свою очередь, еще больше подстегнет и рост цен, и обесценение лея.

Учитывая все обстоятельства, однозначно, что Молдова находится не только в условиях системного финансово-экономического кризиса, но и на пороге банкротства. Понятно, что власть очень надеется на помощь МВФ, но условия подписания соглашения с этой международной финансовой организацией достаточно жесткие, и их подписание лишь усугубит наше положение.

Выход в другом – кардинальное изменение проводимых политик, прежде всего, бюджетно-налоговой политики правительства и денежной политики НБМ, и реальная поддержка местного производства. Понятно, что без смены власти это невозможно.

Владимир Головатюк, доктор экономических наук, секретарь комиссии по экономике и бюджету Парламента РМ, председатель подкомиссии по контролю за надзором финансово-банковской системы

Отзывов (7) на «Молдова на пороге банкротства»

  1. Сергей пишет:

    Всё идёт по-плану!
    НБМ - отлично справляется со своей задачей, граждане умники - не надо мешать профессионалам делать свою работу!

  2. 00019 пишет:

    Где ты нашел профессионалов.Финансовая политика Молдовы,так же экономическая,культурная,политическая направленны на оболванивание и ограбление народа.С чем они успешно справляются.

  3. Сергей пишет:

    однако то был сарказм.

  4. Eu пишет:

    Помню примерно в дек 2014 тоже были такие предсказатели, каторые говорили что курс лея перевалит за 50 лей за доллар… и что Молдове вообще полный трындец. Не случилось…
    И что интересно, в последнее время на этом сайте больше новостей о Молдове чем о ПМР. У вас что, своих проблем нету?

  5. Виктор пишет:

    Стесняюсь даже спросить…если у Молдовы так плохо, то мы в какой…части организма находимся?
    Похоже, для отвлечения от пожара в своем доме, бойцы информационного фронта решили работать по принципу “Держи вора”!

  6. моня пишет:

    Сергей ну и сволочь же ты , если в Молдове , что - то плохо тебя это радует , даст бог это долго не будет продолжаться !

  7. Надежда пишет:

    Дай Бог ,что бы во всех государствах было всё замечательно ,везде живут люди и они хотят мира и благополучия для себя и своих детей .Пусть и в Молдове и в Украине и в ПМР и в России будет всё хорошо .Всё таки это наши братья и мы не должны злорадствовать ,если у кого то плохо ,а помогать друг другу ,как в старые и добрые времена ,когда все республики были БРАТСКИМИ .!

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей