Авг 19

МВФ в Молдове
«Разморозка» международной помощи стала, без сомнения, одним из самых заметных достижений нового руководства Молдовы. Деньги из-за рубежа пришлись как нельзя кстати: быстрая «экономическая разведка» сразу после транзита власти обнаружила плачевное состояние государственной казны, истощенной выборами и «преобразованиями» демократов. Достаточно сказать, что для одного только выполнения закона о заработной плате требуется дополнительно 1 млрд. леев. В целом же финансовая дыра в бюджете, по словам профильного министра Натальи Гаврилицэ, исчисляется миллиардами леев.

Понятно, что внутренних резервов страны не хватит, чтобы исполнить все обязательства государства и при этом не урезать социальные статьи. Поэтому новая правящая коалиция изначально определила одним из приоритетов своей политики восстановление отношений с финансовыми донорами. В первую очередь, речь идет об МВФ, без сотрудничества с которым невозможна поддержка Евросоюза и других партнеров. Эту цель удалось достигнуть довольно быстро: уже в июле, сразу после работы оценочных миссий Фонда, стало известно о транше в 46,5 млн. долларов уже до конца года.

Как водится, успех имел обратную сторону в виде пакета требований МВФ, которые Молдове придется выполнить в самое ближайшее время. Их содержание держится в секрете, но нетрудно догадаться, что в условиях «тонущей» экономики Кишинев вряд ли мог диктовать свои условия. Скорее всего, за туманными формулировками о «стабилизации публичных финансов» и «качественном управлении банковским сектором» скрываются малоприятные для жителей РМ сюрпризы.

О том, что в соглашении с Фондом есть подводные камни, явно свидетельствуют первые изменения в налоговой политике (по словам правительства, согласованные с МВФ), которые уже вызвали серьезный резонанс в обществе. Национальный банк по прямому указанию чиновников МВФ повысил базисную ставку с 6,5 % до 7,5 %, что сказалось на кредитовании малого бизнеса и участниках программы «Prima Casă». Вдвое вырос НДС для гостиниц и ресторанов, налоговую амнистию в одночасье свернули. Пугают и традиционные рекомендации МВФ сократить социальные выплаты и повысить тарифы, о которых уже открыто говорят чиновники.

Условия договоренностей с МВФ в очередной раз оказались суровыми для Молдовы, что подтверждается новым разладом в рядах правящей коалиции по вопросу взаимоотношений с Фондом. Правительство Майи Санду, вынужденное оправдываться за непопулярные меры в экономике, с одной стороны винит во всем предыдущий режим, а с другой – настаивает, что лишь сотрудничество с МВФ способно отсрочить бюджетный коллапс.

В то же время социалисты Игоря Додона присоединились к критике правительства, считая договоренности с Фондом «несоответствующими национальным интересам».

«После восстановления отношений с внешними финансовыми партнерами важно не забывать о национальном интересе. Соглашения с этими учреждениями должны быть рассмотрены в качестве инструмента для повышения уровни жизни граждан, а не ради соглашений самих по себе. И если эти договоры не позволяют нам добиться этих целей, по ним нужно провести повторные переговоры и пересмотреть», - отметил президент Игорь Додон.

Мало того, в конце июля президент публично заявил, что правительство ошиблось, соглашаясь на ужесточение налоговых мер. Он пообещал, что не промульгирует ни одного соответствующего законопроекта, пока его не вынесут на общественные дебаты. Советник президента, экс-министр финансов Ион Кику пошел еще дальше и вообще раскритиковал отношение чиновников МВФ к Молдове, заявив, что они выдвигают неадекватные условия.

По его мнению, финансирование из МВФ «будет иметь самые серьезные последствия для экономики страны». В этом смысле как зловещее предупреждение звучат слова бывшего вице-премьера, экономиста Александра Муравского о том, что с МВФ надо торговаться до последнего или «новая миссия совсем на голову сядет и ноги свесит».

Сейчас многие молдавские политики призывают к пересмотру требований соглашения с МВФ, однако пока это кажется маловероятным. Максимум, на что может надеяться Кишинев – изменение условий после переговоров в 2020 году по новому соглашению. Тем не менее, шквал критики и со стороны общества, и со стороны партнеров по коалиции может действительно заставить правительство передумать, даже перед лицом угрозы очередной заморозки траншей.

Тем временем, цена вопроса – 100-150 млн. долларов США, которые по предварительным расчетам потеряет Молдова из-за прекращения бюджетного финансирования из МВФ, ВБ и ЕС. Пока правительство, очевидно, не знает, чем можно компенсировать такие потери, а потому продолжает выполнять требования МВФ. Поправки в Налоговый кодекс, о которых договорились в июле, вступят в силу с января 2020 года. На этой неделе депутаты на специальной сессии должны принять изменения в бюджет и налогово-бюджетную политику, чтобы успеть передать документы исполнительному совету директоров МВФ (в сентябре он должен принять окончательное решение о перечислении транша).

В целом Кишинев действует правильно: пробоины в бюджете страны нужно затыкать, и для этого вполне подходят западные кредиты. Однако в стратегическом плане Молдова может потерять намного больше. Реализация требований МВФ уже привела к широкому социальному возмущению и «брожению» в рядах правящей коалиции, часть которой справедливо считает сотрудничество с Фондом препятствием на пути реального роста благосостояния граждан. Сейчас власть быстро расходует выданный обществом кредит доверия на фоне нарастающего разочарования населения – а это уже само по себе создает благодатную почву для нового витка политического кризиса. В такой ситуации коалиции «Санду-Додона» стоит всерьез подумать над тем, не окажется ли цена «вкусных» кредитов МВФ для Молдовы непомерно высокой.

Марина Драгалин

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей