мая 06

Молдова-Евросоюз

Многие политики и эксперты в самой Европе – а за ее пределами таких большинство, – признают, что Старый Свет утрачивает ориентиры и перспективы своего развития, вступает в «эпоху застоя», все меньше надеется на светлое будущее, и с ностальгией вспоминает свое светлое прошлое, пытаясь всеми силами сохранить остатки былого величия, отмечает молдавский журналист и политический аналитик Дмитрий Чубашенко в своей очередной публикации.

«На протяжении веков Европа считалась центром мира. После окончательного развала в XX веке европейских империй, правивших остальными континентами, 75 лет назад был учрежден союз государств, которые всегда составляли ядро Европы. На старте их было немного, всего шесть – Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В результате последующих семи волн расширений число входящих в ЕС государств увеличилось до 27», - подчеркивает кишиневский эксперт и продолжает свои рассуждения...

Безответственная элита

Хотя Европа и Евросоюз – это не одно и то же, сегодня принято ставить между ними знак равенства. Сами государства-члены ЕС, плюс Европейская ассоциация свободной торговли (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн), плюс четыре микрогосударства, находящиеся внутри стран-членов ЕС (Андорра, Сан-Марино, Монако, Ватикан), плюс восемь стран-кандидатов в члены ЕС (Албания, Босния и Герцеговина, Грузия, Молдова, Черногория, Северная Македония, Сербия, Украина) – весь этот регион, составляющий сферу влияния ЕС, и принято считать современной Европой.

На протяжении более полувека ЕС процветал благодаря двум главным факторам. Он почти не тратил свои ресурсы на военные нужды, находясь под защитой американского (натовского) «зонтика» безопасности. И он получал дешевые энергетические ресурсы из СССР, а затем из России, что делало конкурентоспособной его экономику, прежде всего, ориентированный на экспорт промышленный потенциал Германии.

При этом государства-члены сохраняли свой суверенитет, а Европейская комиссия в Брюсселе понимала свою подчиненную роль по отношению к учредителям ЕС. Ни одному фрику в штаб-квартире ЕС не пришло бы в голову диктовать свои условия Франсуа Миттерану, Гельмуту Колю, Маргарет Тэтчер или Сильвио Берлускони.

Все начало резко меняться в начале XXI века. За это время политика как отдельных государств-членов, так и, в особенности, брюссельской бюрократии приобретала все более безответственный, бессмысленный, а временами даже безумный и членовредительский характер.

Буйные борцы за экологию, запретив традиционную энергетику, подорвали основу европейских промышленности и экспорта. Фанатичное стремление к расширению привело к тому, что на «борт» понабирали каких-то непонятных «пассажиров», которые никак не прибавили устойчивости и скорости «кораблю» ЕС. Затем отказались от дешевых энергоресурсов из России. Потом решили повоевать с Россией на территории Украины. Наконец, разругались с президентом США Дональдом Трампом, который заявил, что не собирается больше тратить деньги американских налогоплательщиков на защиту европейцев, что они сами должны платить за свою безопасность, а сама Европа из бездонной бочки, в которую США бросают свои ресурсы, должна превратиться в источник дохода для Америки.

ЕС без образа будущего

С таким багажом ЕС подошел к сегодняшнему дню, когда в мире происходят фантастические перемены, на которые надо как-то отвечать, но на которые у ЕС ответа нет.

Нельзя сказать, что Европа оказалась у разбитого корыта. Ресурсы и потенциал ЕС по-прежнему велик, этих запасов по инерции может хватить еще не на одно десятилетие. Но чего точно нет у ЕС, так это образа собственного будущего. Нет видения того, куда и как двигаться дальше. Нет мечты, к которой можно было бы стремиться.

США при Трампе знают, чего хотят – сделать Америку снова великой, превратить западное полушарие в гигантскую американскую империю. У Китая и Индии свои планы до конца этого века, который называют веком Азии. У России свой евразийский проект. Бурно развивается Африка, в которой место бывших европейских колонизаторов занимают такие партнеры, как Китай, арабские страны, Турция, Россия.

И только Европа обращена в прошлое. Мечта бывших евроколонизаторов – вернуть вчерашний день, когда у них все было так хорошо и приятно. Их поведение можно было бы описать девизом главного героя фильма Лукино Висконти «Леопард»: «Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться», – если бы они знали, что и как должно измениться.

Обитатели «Европы – цветущего сада» продолжают с высокомерием смотреть на окружающий мир, как будто Европа остается его центром, хотя никто и нигде ее уже не воспринимает в качестве серьезного геополитического игрока.

При этом члены ЕС грызутся и друг с другом. Никто не отменял многовековое соперничество Франции, Германии и Англии. И никто не заставит их не считать европейцами второго и третьего сорта каких-нибудь чехов, румын, эстонцев или молдаван с украинцами. О «солидарности» в ЕС красноречиво говорит то, что польские политики откровенно радовались подрыву немецкого «Северного потока», а венгерские лидеры объявили «крестовый поход» на евробюрократию под лозунгом «Освободим Брюссель!».

Еэсовская бюрократия, которую никто никогда не избирал, но которая приобрела огромный политический вес, пытаясь диктовать свои правила всем государствам-членам, все больше раздражает этих самых членов. Во многих странах ЕС нарастают тенденции к восстановлению суверенитета, как это и происходит за пределами самой Европы. Но и здесь ЕС попадает в ловушку: не будучи сам государством, он не может укрепиться, как другие международные игроки, без того, чтобы не ослабить входящие в ЕС государства, а те на это не согласны, стараясь вернуть собственный суверенитет, отобранный у них какими-то непонятными еврокомиссарами-самозванцами.

В ответ на все эти вызовы и удары европейские политики не смогли придумать ничего лучшего, чем попытаться удержать США в Европе, сломать Трампа и вернуться ко временам Байдена, продолжить конфронтацию с Россией под прикрытием призывов к «справедливому миру» на Украине, и заняться собственной милитаризацией. Масла в огонь подливает Великобритания, которая вроде бы из ЕС вышла, но продолжает натравливать его на Россию. При этом все втихаря пытаются за спиной друг у друга договориться сепаратно о «мирном сосуществовании» с США, Китаем и Россией.

Отчаяние беспризорника

На фоне всех этих процессов власти Молдовы добровольно и сознательно заняли сторону одного-единственного игрока, к которому неоднозначно относятся в самом ЕС, не говоря уже за его пределами, – сторону той самой обезумевшей брюссельской бюрократии. Эти власти рассчитывают, что ЕС все же примет Молдову в свои ряды и даже называют какие-то совершенно немыслимые даты такого решения – то ли 2028 год, то ли 2030…

Видимо, расчет (теоретически) делается на то, что Молдову могут принять в ЕС при условии, что будет достигнут какой-то мир на Украине, и ту часть Украины, которая останется под управлением Киева, в качестве «приза» возьмут в ЕС в нарушение всех критериев и принципов самого ЕС, а Молдове пойдет за Украиной «прицепом». Но даже при таком маловероятном развитии событий должны быть пройдены соответствующие законные процедуры во всех 27 государствах-членах, что выглядит нереальным. Надо будет также объяснить государствам бывшей Югославии, которые ждут в предбаннике ЕС по 20 лет, почему вперед них без очереди пропустили украинцев с молдаванами. Если, конечно, сам ЕС окончательно не деградирует настолько, что превратится из «цветущего сада» в проходной двор, куда будут пускать кого угодно с улицы.

Логика проеэсовской кишиневской власти понятна: надо потерпеть, выполнить все условия Брюсселя, но зато получить вознаграждение в виде полноправного членства в ЕС, которое и позволит сделать из Молдовы «конфетку».

Ради такой «европейской мечты» в самой Молдове каленым железом выжигается любая оппозиция, мешающая движению в направлении ЕС, попираются Конституция и принципы правового государства, фабрикуются результаты выборов, взят курс на собственную милитаризацию. (Из «Европейского фонда мира» на военное перевооружение Молдовы уже выделено 200 млн. евро – довольно крупная по молдавским меркам сумма).

Кишинев полностью присоединился к санкциям ЕС против России. Президент Майя Санду не намерена принимать верительные грамоты у нового посла России в Молдове. Отказ завершить процедуру аккредитации посла свидетельствует о принципиальном нежелании иметь нормальные отношения с Россией.

В то же время в Кишиневе нет и полноценного посла США. По факту, у Молдовы сегодня нет нормальных отношений с двумя важнейшими внешними силами – США и Россией. Хроническая русофобия проеэсовской власти в Кишиневе давно никого не удивляет, но открыто вступить в антитрамповскую коалицию Европы – для этого даже нужно определенное мужество. Хотя правильнее объяснить такое поведение отчаянием.

«Сегодняшняя Молдова похожа на беспризорника, который хочет прибиться хоть к каким-то «европейским» родителям, даже если те сами живут в разладе и не знают, что делать дальше. Такое желание Кишинева только осознанным политическим курсом не назовешь. От безысходности и отчаяния сами ничего лучшего придумать не могут, но при этом тащат за собой на аркане всю страну с еще остающимся на ее территории населением», - заключает Дмитрий Чубашенко.


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей