Дек 27

Я восемь лет занимаюсь очень малым бизнесом. Тринадцать лет работаю в рамках профессиональных бизнес-ассоциаций. Семь лет активно участвую в диалоге между бизнесом и властью на различных уровнях и с разноцветными правительствами. Сразу оговорюсь, я очень недоволен как содержанием делового климата и экономической парадигмой развития Молдовы, так и качеством диалога между властью и бизнесом.

Более того, я считаю, что если не предпринять экстренных и комплексных мер по борьбе с нелояльной конкуренцией, теневой экономикой и коррупцией, то максимум через 2-3 года экономику Молдовы ждет коллапс.

Приведу всего лишь пару цифр. В 2014 году ожидается, что число плательщиков взносов социального страхования снизится до 760 тыс. В то же время число пенсионеров и получателей различного рода социальной помощи увеличится до 700 тыс.

Мы пришли к соотношению: один работник содержит одного пенсионера. Приплыли. Дальше некуда. Минимально допустимая норма – два работника на одного пенсионера. Оптимальный вариант ― три-четыре работника содержат одного пенсионера. В реальности системы социального и медицинского страхования – банкроты. Трансферты из госбюджета составляют треть бюджета социального страхования и почти половину бюджета медицинского страхования. Без них государство не сможет выплачивать даже эти мизерные пенсии и пособия и оказывать эти так называемые медицинские услуги.

Я выступаю за кардинальные изменения налоговой политики и взаимоотношений власти и бизнеса. Государство должно опереться на легальный бизнес (пока он еще остался хоть в небольшом количестве), поощрять его через налоговые стимулы и объявить реальную войну различным картельным сговорам, коррупционным схемам и теневой экономике. Все эти действия необходимо проводить комплексно, имея определенный рамочный стратегический договор между организациями предпринимателей и правительством.

Теперь по поводу налоговой политики, которой патронаты якобы не противопоставили свой альтернативный вариант. Проект меморандума о сотрудничестве, упомянутый уважаемым аналитиком, содержит наше обязательство предоставить в короткий срок комплексные предложения по изменению налоговой и социальной политики и пересмотру трудового законодательства. Эти предложения у нас есть, и мы их не раз безуспешно представляли разным правительствам. Если предложенный меморандум будет подписан правительством (в чем я все больше и больше сомневаюсь), то мы немного отредактируем наши предложения и внесем их на рассмотрение кабмина. Но все эти переговоры все равно займут несколько месяцев. Пока же мы должны выбирать между тем, чтобы вообще не участвовать в обсуждении предложенной налоговой политики, и тем, чтобы все же пытаться путем диалога (подчас довольно жесткого) улучшить хоть что-то.

Если б я был аналитиком в нынешней Молдове (даже не продажным), я бы, наверное, пошел по первому пути. Это у нас очень модно. Обозвать всех авторов налоговой политики некомпетентными людьми (что частично верно). Заклеймить позором слабые бизнес-ассоциации, не умеющие отстаивать солидарно свои интересы (что опять же имеет место быть). Потом можно сесть на диван перед телевизором и громко вместе с друзьями и близкими презирать этих никчемных политиков и трусливых бизнесменов. А если будет настроение, можно и статейку написать и еще раз сказать, что все вокруг ничего не понимают в экономике, в том числе и те, кто эту экономику как может вытягивает. Но дальше-то что?

Министры через телевизор презрения не ощущают. Статьи они читают редко, да и то те, в которых их хвалят по заказу другие аналитики. При нынешней власти, кстати, действительно больше свободы слова, чем при коммунистах. Они к критике вообще относятся исходя из принципа: критикуйте, вы нам не мешаете. Скажите, пожалуйста, какой практический КПД от всех, пусть трижды правильных, аналитических констатаций докторов и пациентов экономических наук? За все время моего участия в организациях деловых людей не помню, чтобы хоть один аналитик пришел и предложил свои услуги в повседневной борьбе организаций за улучшение бизнес-среды. Причем не бесплатно. Могли бы предложить, например, свои услуги в качестве исполнительных директоров этих организаций. У нас с кадрами для ежедневной кропотливой работы, честно говоря, большая напряженка. Помогли бы консолидировать деловых людей и поднять их моральный дух.

Кстати, не слышал о том, что в Молдове есть ассоциация, скажем, экономических экспертов, которая выработала бы общую стратегию развития экономики страны, предложила ее к публичному обсуждению и всеми способами пыталась бы внедрить на правительственном уровне.

Каждый аналитик со страниц газет и экранов телевизоров пытается теоретически спасти экономику в одиночку. В дискуссиях со многими вашими коллегами, часто слышу фразу, что с этим коррумпированным и дискредитированным правительством говорить не о чем. Ничего, мол, они делать не будут. Аргумент, конечно, слабый. Согласен с тем, что качество нынешней власти очень низкое. Но мой опыт, главным образом в ассоциациях аграриев, показывает, что длительные солидарные усилия и правильная тактика дают определенные результаты, пусть и несоизмеримые с затраченными усилиями. И возвращение к сниженной ставке НДС на сельхозпродукцию обусловлено, не только и не столько резким прозрением налоговой инспекции, а в первую очередь настойчивостью сельхозпроизводителей, которые аргументировали цифрами свою позицию, выходили в прошлом году на протесты и не забывали об этой теме весь нынешний год. И по другим позициям налоговой политики патронаты смогли улучшить ситуацию.

Конечный вариант изменений налогового законодательства будет несколько лучше первоначального проекта, хотя кардинальных изменений налоговой парадигмы они не содержат. Но если бы мы все «обиделись» на эту власть и перешли из кабинетных переговоров на диваны, не было бы и этого результата.

И потом, когда существует тотальное недоверие к действующей власти, всегда есть альтернатива. Можно пойти со своим видением экономического развития к оппозиционным политическим партиям. Здесь у меня очень маленький опыт, но тоже, к сожалению, не припоминаю, чтобы к нам в партию пришел экономический эксперт, или группа экспертов, и предложил экономическую программу. Нам такие эксперты, кстати, очень нужны. Но на мои просьбы эксперты всегда возражают мне, что политика – грязное дело. Мы, белые и пушистые доктора, выше всего этого. Так на кого тогда обижаться?

Нынешние политики грязи не боятся. Они, когда слышат о грязи, довольно кивают головой. Да, конечно, это грязное дело. Не надо вам всем в этом пачкаться. Мы за вас запачкаемся. Мы этого не боимся и будем рулить страной. А вы чистыми должны быть. Чтобы лучше анализировать экономику и критиковать нас, а лучше не нас, а этих жадных, слабых, трусливых и разобщенных бизнесменов. Чтоб они были еще слабее и разобщеннее. Их так доить легче. Правильной дорогой идете, товарищи аналитики. Вас, знатоков экономики, сидящих над схваткой, становится все больше и больше. Легального бизнеса в стране становится все меньше и меньше, и дышит он все хуже и хуже. А количество грязи в политике не уменьшается. Может, пока не поздно, попробовать объединиться теоретикам и практикам от экономики? А то как бы не пришлось через пару лет критиковать налоговую политику другой страны.

Александр Слусарь, председатель Федерации патроната сельского хозяйства, вице-председатель Национальной конфедерации патронатов Молдовы

Один отзыв на «Приплыли»

  1. Семен пишет:

    Да. Ситуация -пипец. Ну может хоть ес на этих воровских властей повлияет чучуть. Иначе стране пипец. На местную власть надёжи нет.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей