Авг 21

До выборов в парламент Молдовы остается сто дней. Избирательная кампания может принести какие-то неожиданности, но по большому счету, игра сделана, в том смысле, что уже понятно, кто и с чем пойдет на выборы, и кто может преодолеть шестипроцентный барьер.

Главным предвыборным сюрпризом стало то, что в парламент проходят не только те четыре партии, которые побеждали в трех последних избирательных кампаниях, но еще один или два электоральных конкурента. Отсюда и главная послевыборная интрига — каким будет новое парламентское большинство.

Ряд социологических опросов, проведенных в последние три месяца, выявили следующую тенденцию: две крупнейшие партии, Либерально-демократическая и Партия коммунистов, серьезно падают, Демократическая и Либеральная партии замерли на уровне 8-10 процентов, и два новичка, партия Ренато Усатого и Партия социалистов, получают реальные шансы пройти в парламент.

Последний из таких опросов, проведенный CBS-AXA, предсказывает, что ПКРМ, если бы выборы проводились в следующее воскресенье, получила бы в новом парламенте 39 мест, ЛДПМ — 25, ДПМ — 13, ЛП и Блок Усатого — по 11. Если бы электоральный порог преодолела и Партия социалистов, то распределение депутатских мандатов было бы следующим: ПКРМ — 37, ЛДПМ — 23, ДПМ — 12, ЛП и Блок Усатого - по 11, ПСРМ — 7.

Каждый партийный лидер преследует на выборах какие-то личные цели, и каждый конкурент входит в кампанию с какой-то темой.

ПКРМ. Цель Владимира Воронина — спокойная политическая осень. Тема партии: Есть такая партия!

ЛДПМ. Цель Влада Филата — вернуть себя в какую-то высшую государственную должность. Тема партии: За евроинтеграцию! Вперед, не назад!

ДПМ. Цель Влада Плахотнюка — сохранить контроль над системой. Тема партии: За прогресс! За благосостояние!

ЛП. Цель Михая Гимпу — не дать Филату достичь своей цели. Тема партии: За Европу-Румынию!

ПаРУс. Цель Ренато Усатого — просто пройти в парламент. Тема партии: Сила в правде!

ПСРМ. Цель Игоря Додона — просто остаться в парламенте. Тема партии: За Таможенный союз!

Каковы шансы каждого лидера достичь своей цели?

От 35 до 40 депутатских мандатов — очень хороший результат для ПКРМ, хотя это не парламентское большинство, на которое эта партия реально могла претендовать еще полгода назад. Для тихой политической осени, «бабьего лета» в режиме нон-стоп — это просто идеальный результат. Тебе не надо бороться и напрягаться, брать на себя всю полноту ответственности за дела в стране, но в то же время ты можешь создать какую-то правящую коалицию, пусть и не формальную, и поделить с партнерами государственные посты.

Вместе с демократами у коммунистов как раз получается такое большинство. Демократы относятся к евроинтеграции без фанатизма Юрие Лянкэ, а коммунисты не рвутся в Таможенный союз, как Игорь Додон. Почему бы им не произвести конвергению двух векторов? И на этой основе избрать, скажем, Артура Решетникова спикером, а Андриана Канду — премьером? Такой альянс позволил бы обеим партиям исполнить свои темы, а их лидерам — добиться своих целей.

ПКРМ может улучшить свой результат, если Владимиру Воронину все-таки удастся заполучить свежую фотографию с Владимиром Путиным. Но этот результат может и ухудшиться, если трещина в партии, возникшая в связи с исключением из ЦК «группы Ткачука», расширится и вызовет раскол. Пока такая перспектива не просматривается. Пока все выглядит так, что список ПКРМ будет сформирован из региональных лидеров, а оказавшиеся за бортом попробуют взять реванш уже после выборов на съезде партии, который все равно когда-то нужно будет созвать.

Если ДПМ получит 10-15 мандатов, сформирует блок с ПКРМ, и поделит с нею все посты в государстве, Плахотнюк тоже может спать спокойно еще четыре года.

Целям Воронина и Плахотнюка не противоречит цель Гимпу — ни в коем случае не пускать Филата во власть. Евроинтеграция и объединение с Румынией — это вечные темы, на жизнь Гимпу и его племянника хватит, а вот добиться, чтобы Филат оставался никем (в смысле, без должности) — за это Гимпу будет биться всеми силами здесь и сейчас. Успокоить его может только коллективный Запад (США, ЕС, Румыния).

Социологи пока затрудняются до конца объяснить феномен Усатого, который отрывает голоса как у коммунистов, так и у демократов с либерал-демократами. Однако, то, что Блок Усатого уже проходит в парламент, никто не сомневается. В этом и состоит его цель — создать прецедент попадания в парламент совершенно новой политической силы менее, чем за один год. До сих пор такое не удавалось никому. А потом сидеть в оппозиции, куролесить в парламенте, и ждать следующих выборов, может быть, внеочередных, спровоцированных неизбранием президента после ухода Николае Тимофти в 2016 году, — чтобы получить еще больше мест, и уже тогда войти во власть.

В отличие от «внесистемного» человека-партии Усатого, Додон, набирающий вес за счет слабеющей ПКРМ, ко всему подходит очень системно, а его команда — одна из самых компетентных, способная самостоятельно сформировать целое правительство. Только кто же им даст это сделать? Разве что присоединиться к союзу коммунистов с демократами на правах младшего партнера.

В самом интересном положении находится Филат. Он был отправлен в отставку с поста премьера по обвинению в коррупции, и Конституционный суд ввел для него пожизненный запрет на занятие этой должности. Имидж коррупционера, обоснованный или нет, это уже не важно, напрягает товарищей Филата по партии. ЛДПМ считается флагманом евроинтеграции, а евроинтеграция — это борьба с коррупцией. Поставить во главе предвыборного списка лидера, уволенного по обвинению в коррупции, — как-то не комильфо. К тому же, на верхнюю строчку общенационального рейтинга доверия вышел премьер-министр Лянкэ. Филат не согласится пойти вторым номером в списке после Лянкэ. Не ясно, согласится ли Лянкэ стать вторым после Филата. Злые языки говорят о намерении некоторых партийцев вообще не включать Филата в предвыборный список ЛДПМ. Но это был бы полный беспредел. Это как если бы Михаилу Калашникову не дали пострелять из автомата Калашникова.

Пока все выгляди так, что в результате эти выборов своих целей достигнут и Воронин с Плахотнюком, и Усатый с Додоном, и даже Гимпу с племянником. Единственный, кто не достигает своей цели, — это Филат. Его цель — получить топовую должность, как и тема партии — привести Молдову в ЕС, — нереальны. Зачем ему тогда вообще участвовать в выборах?

Пока, если верить социологам, партии КПП не добирают мандатов, необходимых для формирования устойчивого парламентского большинства.

Возможно, Филат рассчитывает на то, что реальные хозяева Коалиции проевропейского правления, которые весной прошлого года ломали всех через колено, заставляя сохранить правящий альянс, повторят этот опыт и после выборов 30 ноября. У Запада есть общее мнение — Молдова должна сохранить проевропейский курс, — и все необходимые рычаги давления практически на всех кишиневских политиков (санкции, визовые запреты, аресты счетов и недвижимости, просто аресты). В крайнем случае, можно организовать в Молдове очередную «цветную революцию» против смены европейского вектора. Или даже гражданскую войну, как на Украине. Все может быть.

Но даже если Вашингтон, Брюссель и Бухарест заставят Гимпу подписать с Филатом и Плахотнюком еще одно соглашение о создании очередной проевропейской коалиции, ей нужно будет найти еще несколько депутатов на стороне. У ПКРМ? У ПСРМ? У Ренато Усатого? Не так это просто. Но даже если и такое чудо случится, Гимпу все равно будет добиваться своей цели — не дать Филату никакой должности. А таких должностей, при запрете на премьерство, всего-то две — председателя парламента и президента. Не только Гимпу не согласиться дать их Филату, но и Плахотнюк, и даже, наверное, Лянкэ. Опять, как ни крути, не получается у Филата добиться своей цели.

На сегодня наиболее реальным альянсом после выборов выглядит коалиция ПКРМ и ДПМ, возможно, с привлечением каких-то депутатов и из других фракций. Сто дней предвыборной игры помогут определить пропорцию ингредиентов этого коктейля.

Дмитрий Чубашенко, директор кишиневской газеты "Панорама"

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей