Сен 28

Глава Гагаузии Михаил Формузал направил руководству партий, образовавших Коалицию "За европейскую интеграцию", служебную записку, в которой содержатся предложения привлечь к работе в высших исполнительных органах власти представителей автономии. В документе, в частности, отмечается: "На протяжении десяти лет последовательно из органов государственной власти Молдавии выдавливались специалисты гагаузской национальности... За эти годы ни один орган государственной власти РМ не принял на ответственные государственные должности ни одного представителя Гагаузии. В течение последних шести месяцев в обществе усиленно распространялось мнение, что приход к власти демократических и либерально ориентированных партий обязательно приведет к объединению с Румынией и преследованию национальных меньшинств. Чувство неуверенности за свое будущее, вызванное этим обстоятельством, выразилось в результатах голосования гагаузов на последних парламентских выборах 29 июля".

К документу Формузал прилагает список (всего около тридцати человек) потенциальных кандидатов от АТО на должности в правительстве и подчеркивает, что привлечение их к работе на высших этажах власти дало бы и возможность избежать "дальнейшего усиления напряженности в Гагаузии" в связи с так называемой угрозой румынизации Молдавии. В правительстве АТО и в Коалиции "За европейскую интеграцию" пока предпочитают не комментировать "гагаузские инициативы".

Гагаузам не нужно лезть на баррикады. Баррикады всегда являлись излюбленным местом, где коммунисты доказывают свою правоту и силу. И очередное поражение на последних парламентских выборах было очень болезненно ими воспринято. Единственным утешением стало наличие целых регионов, которые вдруг, позабыв былые обиды на ПКРМ и поддавшись паническим настроениям, снова неожиданно массово поддержали эту партию. И одним из таких компактных "красных" регионов снова стала Гагаузия. Исключительно на антирумынской истерии, развязанной по всей стране коммунистами. Ну, и отчасти еще из-за несовпадения синусоид политических симпатий Молдавии и Гагаузии.

Этот сбой синусоид возник из-за того, что Гагаузия живет большим числом выборов, чем Молдавии. У нас есть и свои выборы, которых в остальной части страны не имеется, и которые вносят диссонанс в политические настроения. Этот феномен давно известен: от любой власти рано или поздно народ устает и хочет смены политического вектора. На этом феномене построены все двухпартийные политические системы мира.

Есть и другие немаловажные причины кажущегося "покраснения" Гагаузии. Одна из них - соответствующие сигналы, поступавшие накануне выборов из Москвы. Россия вполне конкретно намекала, что надо поддержать коммунистов. А влияние России в Гагаузии всем известно. Еще большую роль сыграла монополия коммунистов на информационное пространство. Особенно на телевизионное. Тот же Додон на гагаузском телевидении не скупился на лесть в адрес народа Гагаузии, которому "просто не повезло с неправильным руководством". И подталкивал на "правильные" решения. В Гагаузии уровень демократии такое позволяет, чтобы с экранов гагаузского телевидения хаяли гагаузское же руководство. Однако того же самого никак не скажешь о Кишиневе. Там даже сейчас, когда либерал-демократы фактически у власти, они не могут пока переломить ситуацию с коммунистическим контролем над телевидением и большинством других СМИ. На кишиневское телевидение некоммунисты до сих пор практически не могут попасть!

Короче, возвращаясь к основной теме, какие бы причины не привели к этому, но де-факто Гагаузия - этот недавний авангард Молдавии в антикоммунистической борьбе - вдруг в самый неподходящий момент снова залилась красной краской. И коммунисты тут же смекнули, что этим можно выгодно воспользоваться. Гагаузов снова захотели использовать как пушечное мясо, кинув на митинги против либералов, пришедших к власти в стране. И только прозорливость башкана Гагаузии и правящего в автономии движения "Единая Гагаузия" позволили предотвратить такой неуместный ход событий. Все помнят известное заявление башкана, в котором он предостерег жителей от участия в митингах в поддержку коммунистов, а также пообещал санкции в отношении государственных чиновников, готовых взяться за организацию массовых мероприятий подобной направленности. "Лучше займитесь закатками, готовьтесь к зиме, чем лезть на баррикады", - посоветовал Формузал. И народ, обычно не очень склонный придерживаться чужих советов, на этот раз послушался, не дал себя втянуть в авантюры в чужих интересах.

Сейчас коммунисты пытаются делать обиженный вид. Конечно, как же им осуществлять свою стратегию без доверчивых простачков, готовых по первому зову под знамена? Но давайте проанализируем ситуацию. Надо ли было гагаузам на баррикады? Начнем с того, что любая смена власти в стране - это нормальный процесс. Ненормально как раз обратное, когда власть многими годами и десятилетиями не меняется. И рядовая смена власти - это совсем не повод для митингов протеста. Поводом может быть только отсутствие смены власти. Такая реальная угроза узурпации власти на очередной период (кто знает - последний ли) над Молдавией повисла на апрельских выборах, которые кончились в итоге массовыми волнениями.

Итак, против чего же должны были, по задумке коммунистов, протестовать гагаузы? Разве представители новой власти сделали что-то плохое для Гагаузии? Они и в кресла свои сесть еще толком не успели, не все должности распределили. Еще не принято ни одного законодательного акта. Наоборот, свою деятельность демократы начали с обращения к национальным меньшинствам. А это обнадеживает. Значит, понимают свою ответственность перед страной. Значит, не будут пороть горячку.

Между тем, коммунисты не унимаются стращать народ: "Ага, вот погодите, еще узнаете, как оно все обернется!". Пугают чаще всего даже не чем-то определенным, а именно этим - неопределенностью. Типа: плохой, но стародавний сосед, которого знаешь как облупленного, лучше нового, неизвестного. Почему сразу отметается мысль, что новое может быть не хуже? И какая такая "определенность" была при коммунистах? В реальности, от них мы тоже не знали чего ожидать. То с Россией поссорятся, то с Румынией, то с Украиной, то еще с кем. Эти метания в ориентированности во внешней политике. Эти противоречия внутри страны, когда в Конституции записано, что государственный язык - молдавский, а в школах в качестве родного изучается румынский. Когда поощряется закладка новых виноградников, а потом ставятся препоны в вывозе вина и винограда. Когда возводятся дорогостоящие памятники освободителям Молдавии и одновременно эти освободители уравниваются в правах с лицами, воевавшими против них в составе румынско-фашистских войск. Да мало ли таких противоречий можно привести, которые можно было наблюдать при коммунистах. И разве при них мы не жили с опасением, что они втянут страну в НАТО, а то и в состав Румынии? Эти совместные с НАТО учения, эти командировки наших военнослужащих в Ирак...

Либерал-демократы, мол, "не любят гагаузов". "Националисты они", мол... А кто любит? Есть такие в Молдавии, которые любят гагаузов? Покажите! Гагаузов здесь, в крайнем случае, стиснув зубы, терпят. И мы это знаем. Мы это чувствуем. Сколько министров коммунисты продвинули из числа гагаузов или других национальных меньшинств? В Гагаузии, например, из числа представителей молдавского народа имеется пять министров, то есть начальников Главных управлений. Причем на ключевых постах. А сколько послов и прочих дипломатических работников выдвинуто из числа гагаузов? Их нет даже в посольстве в Турции!

Поэтому не надо спекулировать тем, что при новой власти гагаузам станет хуже. А что, есть куда хуже? Хуже только, если станут убивать. А жить не давали и коммунисты. Поскольку нет таких, у которых гагаузы ходят в любимчиках, мы не можем и выбирать из тех, кто любит или не любит нас. Это, увы, не есть сегодня актуальный критерий. Мы будем выбирать тогда по другим параметрам: демократ или диктатор, законник или беспредельщик. Пока что мы имели дело с диктатом и беспределом, когда по звонку принимались судебные решения, по звонку пропускали или задерживали на таможне цистерны с вином, по личной прихоти решались все остальные вопросы в стране. Отнимался любой понравившийся бизнес, заводились уголовные дела на всех неугодных. Это все мы видели. Что будет при новой власти - посмотрим. Надо будет - и на митинги и демонстрации выйдем. Но торопиться не будем. И ради чужих интересов тоже не пойдем. У гагаузов, в тяжелых условиях выживания в среде недоброжелателей, готовых не пускать в регион даже гуманитарную помощь, свои интересы и свои правила игры. У нас своя судьба и свои цели. И нам все равно как долго будет жить на свете та или иная партия. В конце концов, это всего лишь партия. Одна развалится - другая создастся. А гагаузский народ, если исчезнет, уже не создастся. Об этом будем помнить.

Коммунисты, слышим отовсюду, обижаются на гагаузов, что поддержав на выборах, мы не пошли за них на баррикады после выборов. Так и хорошо, что не пошли. Значит, политически созрели. Значит поняли, что судьбы страны решаются не на баррикадах, а на выборах. И то, что мы вышли на эти выборы и отдали свои голоса - это достаточная степень участия в государственной жизни. Мы свой долг перед Родиной выполнили. И, кстати, ничуть не хуже других регионов. Процент выхода избирателей был хороший. А за кого нам собственно митинговать и глотки драть? За тех, кто недодал Гагаузии десятки миллионов леев из центрального бюджета только в этом году? Не говоря об украденной ранее гуманитарной помощи Румынии и России. Мы помним, как "делилась" гуманитарная солярка из России. "Это мне, это опять мне, это всегда мне..."

А сколько лет центральные власти чинят препятствия обучению гагаузских абитуриентов в вузах Баку?. Азербайджан готов бесплатно учить наших детей, а от нашего министерства надо всего лишь подписать договор. А зачем его подписывать, если он для гагаузов? Если выпускники титульной нации не способны учиться на азербайджанском языке? Тогда пусть никто не учится! А Комратский университет? Наша гордость, выстраданная в самые тяжелые годы. Тогда в магазинах хлеба не хватало, носки и мыло были по талонам, голодные и пьяные волонтеры толпились у границ Гагаузии, а народ собирал деньги на университет (В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская республика объявила о начале выборов в Верховный Совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии, организационным правопреемником которого является Христианско-демократическая народная партия во главе с Юрием Рошкой, который сегодня является ближайшим политическим союзником Владимира Воронина. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР). И собрал! А кишиневские коммунистические лидеры постепенно оттерли гагаузов от собственного университета. Нет больше у гагаузов университета! Есть молдавский университет в Комрате! Мы за это должны на митингах защищать коммунистов?

ПКРМ так и не поняла главного. Гагаузы на выборах голосовали не за коммунизм в их фальшивом исполнении, а за независимость нашей Родины - Республики Молдова. А достались голоса при этом коммунистам только потому, что им удалось заморочить головы гагаузам, убедить их, что государственность в опасности, и только они, серпастые, могут защитить нашу маленькую страну от "диких румын" с "дикого запада". Поэтому гагаузы и не вышли на митинги в защиту коммунизма. Но они готовы выйти, при необходимости, в защиту государственности Молдавии. Полюбит ли кто-нибудь гагаузов за то, что они любят независимую Молдавию? Это зависит от того, нужна ли независимая Молдавия ее титульной нации, подводит итог издание.

Гагаузов всё пугают баснями про румын, про объединение с Румынией, пишет Cahul Expres. Вот, дескать, придут румыны и опять вас будут бить. Да, такой грех за жандармами Румынии водился - это факт! Били за воровство, за хулиганство, били всех подряд, не только гагаузов. Вообще жандармы и полицейские бить всегда готовы, была бы команда. А репрессии 1941-1949 годов, голод 1946-1947 годов, смерть сотен тысяч ни в чем не повинных людей, в том числе и гагаузов, разве не в счет? Чем же лучше румынских жандармов советские особисты-коммунисты? Разве мертвые не служат больше укором для ныне живущих?

Страшилки про румын - этот предвыборно-электоральный рычаг - к счастью, уже не действует, продолжает Cahul Expres. Румыны не придут еще 650 лет, это мы придем в Евросоюз, где жить лучше. Молдавия - самая бедная страна Европы, и за восемь последних лет она так и не вышла из нищеты.

А если нынешний парламент решится принять закон о втором государственном языке, что жизненно необходимо для новой власти и архиважно для страны в целом (то, что не удалось сделать коммунистам), то кончатся "страшилки", противостояние, хаос и не будет повторных выборов - часть депутатов от ПКРМ не захочет терять свои депутатские мандаты, пишет Cahul Expres. Национальные меньшинства поддержат новую власть, грамотные, опытные, демократичные Лупу и Филат получат еще полумиллионную армию сторонников (в том числе 100 тысяч гагаузов), нехаризматичный Гимпу станет политически неуязвимым. Решится и приднестровская проблема - Россия поможет. Румыния и Украина станут добрыми соседями. Жить станет лучше. Этот исторический шанс - быть или не быть единой Молдавии - упускать нельзя. Слово - за Филатом, Гимпу, Лупу и Урекяном. Народ поддержит их в этом благородном деле, подводит итог издание.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей