Окт 25

В Молдавии есть две данности: ограниченный суверенитет и безответственность элит. При этом в Молдавии нет интеграционного проекта, способного привлечь Приднестровье. С одной стороны, есть националистический консенсус. В этом плане разница между Альянсом за европейскую интеграцию и ПКРМ не так уж велика - к примеру, законы о тотальном внедрении молдавского языка были подписаны при коммунистах. То есть, в стране действует конгломерат умеренно националистических партий, к которым относится и ПКРМ, есть мощное прорумынское лобби, и при этом нет силы, которая могла бы выдвинуть привлекательную интеграционную инициативу.

В Молдавии отсутствует электорально эффективный политический проект, выступающий за создание гражданской молдавской нации и против этнонационализма. Молдавии нужен такой новый политический проект. Если бы такой проект был, он мог бы сразу получить 10-15% голосов и смог бы реально влиять на ситуацию и сплотить подавляющее большинство населения. Однако на сегодняшний день в стране нет ни одной силы, ни одного лидера, способного занять эту нишу. Большинство политических партий в РМ мало чем отличаются друг от друга, и после предстоящих выборов расстановка сил, скорее всего, останется прежней.

При этом надо учитывать, что Молдавия - государство с ограниченным суверенитетом и очень большими внутриэлитными проблемами. В этих условиях Молдавия подвергается опасности стать площадкой для экспериментов. В нынешнем нестабильном состоянии Молдова может стать «Киргизией №2». На ней будут обкатывать свои новые сценарии как США, которым нужно менять собственную региональную стратегию, так и Румыния, которая продолжит свою экспансию.

Евгений Минченко

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей