Янв 18

На день до Нового 2011 года, после месяца ожидания, в соседней Молдове было сформировано правящее большинство. 30 декабря Демократическая партия Мариана Лупу объявила, что она вновь готова создать правоцентристскую коалицию со своими прежними партнерами – Либерально-демократической партией Влада Филата и Либеральной партией Михая Гимпу. В тот же день Мариан Лупу был избран спикером молдовского парламента. Тем самым возник "Альянс за европейскую интеграцию-2" и был положен конец догадкам наблюдателей о том, какой же все-таки будет новая коалиция.

Напомним, что досрочные парламентские выборы состоялись в Молдове 28 ноября минувшего года. Они были назначены после того, как предыдущий молдовский парламент с двух попыток не смог избрать президента РМ.

В первый "Альянс за европейскую интеграцию", образованный после выборов 29 июля 2009 года и просуществовавший полтора года, входили четыре партии. Кроме формирований, возглавляемых Марианом Лупу, Владом Филатом и Михаем Гимпу, в составе АЕИ был альянс "Наша Молдова" Серафима Урекяна. Однако 29 ноября 2010 года, утром после выборов, стало ясно – Урекян и его партия в парламент больше не попадают, и если будет АЕИ, то теперь только из 3-х партий. Так оно и случилось. И никто, кроме Урекяна, от этого, похоже, не пострадал.

Напомним диспозицию в нынешнем законодательном органе соседней страны. По результатам выборов Партия коммунистов Молдовы получила 42 мандата, Либерально-демократическая партия – 32, Демократическая партия – 15 и, наконец, либералы Михая Гимпу – 12. Если суммировать, то "Альянс за европейскую интеграцию-2" имеет 59 голосов. Это на 6 больше, чем у первого АЕИ.

Номинально Партия коммунистов (ПКРМ) стала лидером ноябрьских выборов, однако на деле она их проиграла, набрав менее 40%, и это стало неожиданностью для многих наблюдателей, полагавших, что после многочисленных промахов АЕИ, после его непопулярной экономической политики, после скандальных указов Михая Гимпу о днях советской оккупации коммунисты возьмут реванш.

Стоит обратить внимание, что впервые с 1998 года правые партии – либерал-демократы и либералы – имеют больше депутатских мандатов, чем ПКРМ. Хотя это в немалой степени обусловлено тем, что перед 28 ноября "Альянс за европейскую интеграцию" изменил "под себя" избирательное законодательство, но все же говорит о многом. Социальная база правых, прорумынских партий не только остается устойчивой, но и продолжает расти.

Показателен в этом плане пример ЛДПМ Влада Филата, за два года набравшей рейтинг почти в 30% и получившей треть мест в молдовском парламенте. Исходя из этой динамики, либерал-демократы в большей мере, чем коммунисты, заслуживают звания победителей ноябрьских парламентских выборов в соседней стране.

Характерно, что Демократическая партия уже в третий раз в новейшей истории Молдовы решает судьбу правящей коалиции. Впервые это случилось в 1998 году. Тогда коммунисты завоевали 40 депутатских мандатов, а правые во главе с экс-президентом РМ Мирчей Снегуром – 37. Движение "За демократическую и процветающую Молдову", возглавлявшееся Дмитрием Дьяковым и ставшее затем Демократической партией, со своими 24 мандатами пошло на союз со Снегуром, в результате чего возник правоцентристский "Альянс за демократию и реформы" (АДР).

Стоит сказать и о другом – пока ни одна из коалиций, образованных с участием Демпартии, не правила в Молдове полного четырехлетнего срока. АДР продержался три года, а АЕИ-1, как мы знаем, – полтора года. Лидеры ПКРМ Владимир Воронин и Игорь Додон предсказывают недолгое будущее и "Альянсу за европейскую интеграцию-2". Владимир Воронин говорит о том, что "наши (молдовские. – Ред.) политики – несерьезные люди", а Игорь Додон считает, что "альянс создан с небольшими шансами" и столкнется с внутренними противоречиями.

ПКРМ до самого конца рассчитывала, что Мариан Лупу на сей раз отойдет от правых и согласится с идеей создания левоцентристской коалиции. По различным данным, Владимир Воронин был готов закрыть глаза на то, что Лупу – "предатель", что он полтора года назад довольно скандально покинул компартию, и предоставить ему пост президента РМ.

Здесь стоит напомнить следующее. В Молдове президент, как известно, выбирается парламентом, и для его избрания необходимы голоса 61 из 101 депутатов. Если бы ПКРМ и ДПМ заключили союз, то у них в сумме было бы только 57 депутатских мест.

Недостающие 4 голоса пришлось бы искать среди правых – либералов и либерал-демократов. Удивительно, но, судя по тому, что говорили некоторые аналитики от ПКРМ, Владимир Воронин рассчитывал найти нужные голоса даже не у Влада Филата, а у своего принципиального противника Михая Гимпу.

Нужно отметить, что у лидера коммунистов уже есть опыт привлечения голосов прорумынских националистов для избрания президента. В 2005 году кандидатуру самого Воронина поддержали депутаты бывшего народного фронта во главе с Юрием Рошкой. Рошка получил тогда пост вице-спикера парламента.

Либеральной партии Михая Гимпу в обмен на 4 голоса предполагалось отдать руководство Центром по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, а также сохранить выдвинутое Гимпу руководство Национального банка Молдовы и компании "Телерадио-Молдова".

Но планы эти так и остались планами, и Владимир Воронин из "охотника за голосами" превратился в жертву. Теперь уже сформированный "Альянс за европейскую интеграцию-2" будет искать среди депутатов-коммунистов недостающие голоса для избрания президента. Либералам, либерал-демократам и демократам не хватает для этого двух мандатов.

Стоит отметить, что на создание левоцентристской коалиции недвусмысленно рассчитывала и Россия. В начале декабря, сразу после парламентских выборов, в Молдову прибыл руководитель администрации российского Президента Сергей Нарышкин. Многие помнят телевизионные кадры, где он стоит рядом с Марианом Лупу и Владимиром Ворониным. Нарышкин тогда встретился с лидерами обеих партий.

Появление российского представителя активизировало прорумынские организации, которые 26 декабря провели в Кишиневе акцию "Великое национальное собрание" с целью оказать давление на лидеров Демократической партии и призвать их войти в правую коалицию. Участники акции заявили, что "здесь собрались румыны, которые хотят быть хозяевами у себя дома". По словам кишиневского театрального деятеля, директора театра "Сатирикус" Санду Греку, "те свободы, которые мы имеем, гораздо ценнее всех обещаний Нарышкина. Предпочитаю умереть от голода, но не быть рабом Нарышкина. Это должен понять Мариан Лупу. Республика Молдова хочет в Европу".

Когда был создан "Альянс за европейскую интеграцию-2", одними из первых его участников приветствовали глава Европарламента Ежи Бузек и руководитель делегации Европейского Союза в Молдове Дирк Шубель. Думается, что европейские аргументы перед 30 декабря сыграли немалую роль в выборе Мариана Лупу. С этой точки зрения можно сказать, что Евросоюз выиграл у России парламентские выборы в Молдове.

Что мы будем иметь в соседней стране в ближайшее время? Должности в парламенте распределены, Демпартия получила места спикера и первого вице-спикера (им стал крупный бизнесмен Влад Плахотнюк). Что касается правительства, то премьером будет Влад Филат (Мариан Лупу на правах и.о. президента поручил ему формировать кабинет). Партии Филата достанется семь министерских портфелей, а либералам и демократам – по пять.

После этого все подойдут к самому интересному – избранию президента РМ. Как мы уже сказали, правой коалиции не хватает для этого двух голосов, которые нужно найти у коммунистов. Вопрос в том, даст ли ПКРМ эти голоса и на каких условиях их даст. Сами коммунисты выглядят растерянными и на этот вопрос не отвечают, ссылаясь на то, что до президентских выборов еще далеко.

Теоретически для ПКРМ возможны три варианта, и все они не очень хороши. Первый – проголосовать за кандидата в президенты, выдвинутого "АЕИ-2", но оговорить это рядом условий, например, подписать соглашение о гарантиях для оппозиции и о принципах развития страны. Проблема, правда, в том, как это соглашение будет исполняться – как только президент будет избран, правых уже ничто не будет связывать с коммунистами.

Второй вариант – ПКРМ не дает голосов и доводит дело до новых, уже третьих по счету досрочных парламентских выборов. Но здесь непонятно, насколько выиграют от этого коммунисты. Есть серьезный риск, что они могут еще более потерять голоса.

Третья возможность, самая худшая для молдовской компартии, – это то, что АЕИ-2 попросту "купит" недостающие два голоса в ее парламентской фракции. Или, что практически одно и то же, несколько депутатов-коммунистов, соблазнившись щедрыми посулами, перейдут в Демпартию. В этом случае ПКРМ станет перед угрозой большого кризиса, раскола и решающего ослабления.

Сегодня все сходятся на том, что на пост молдовского президента от правящего альянса будет баллотироваться Мариан Лупу. Если он будет избран, то спикером парламента РМ, на освободившееся место, скорее всего, вновь выберут Михая Гимпу, который пока должности в законодательном органе соседней страны не имеет и ждет своего часа. В качестве спикера Гимпу продолжит радовать всех своим красноречием, мыслями о "хорьках-коммунистах", о том, что "водка все-таки алкогольный напиток", и о том, что "он как мужчина предпочел бы Юлию Тимошенко в качестве президента Украины". Указов "о днях советской оккупации" Гимпу уже, правда, издавать не сможет.

Если говорить о внешней политике "Альянса за европейскую интеграцию-2", то она однозначно будет направлена в сторону Евросоюза и США. При этом некоторые лидеры АЕИ-2 уже заявили, что, возможно, правящая коалиция не продлит Базовый договор о дружбе и сотрудничестве между Молдовой и Россией, подписанный в 2001 году Владимиром Путиным и Владимиром Ворониным. Этот договор был заключен на 10 лет и как раз в ноябре 2011 года должен быть либо пролонгирован, либо нет.

В экономике правительство Влада Филата станет двигаться к большему либерализму, сокращать социальные расходы, и тем избирателям, которые голосовали за либералов и демократов, придется, наверное, на деле доказать, что они готовы "умирать от голода, но идти в Европу".

Учитывая прошлый опыт, можно сказать, что в "Альянсе за европейскую интеграцию-2" неизбежны различные разногласия, однако все же, наверное, он будет более прочным, чем это представляют себе коммунисты. А будет прочным он прежде всего потому, что в этом заинтересованы европейские структуры.

В период правления АЕИ-2 мы столкнемся с дальнейшим усилением Румынии в Молдове. Бухарест будет беспрепятственно отвоевывать для себя все новые и новые пространства, увеличится число жителей Молдовы с румынским гражданством, еще больше будет образовательных, экономических и информационных проектов с участием Румынии. Лидеры Демпартии Мариан Лупу и Дмитрий Дьяков, как и ранее, станут что-то говорить о сохранении "молдавской самобытности", но все это будет несерьезно.

Сегодня часто приходится слышать, что приднестровцев "пугают румынской угрозой". Однако и недооценивать ее совершенно нельзя, тем более что Бухарест и прорумынское движение в Кишиневе обращают взор уже не только на правый, но и на левый берег Днестра. Так, в ходе упоминавшейся выше акции "Великое национальное собрание", прошедшей 26 декабря, один из лидеров организации "Pro Europa" Роман Михаеш призвал "освободить наших братьев молдаван и румын в Приднестровье, которым навязан кириллический алфавит".

Как уже писало наше издание, Приднестровью, наверное, сложно сказать, какая коалиция для него в Молдове сейчас была бы лучше. Можно отметить только одно – если бы коммунистами и Демпартией был образован "левоцентристский" альянс, у России появились бы иллюзии относительно возврата к "Плану Козака" и идее объединения Молдовы и Приднестровья в "общее государство". Учитывая непоследовательность и Воронина, и Лупу, такие иллюзии могли бы сильно повредить российской политике, как это уже случилось в 2003 году. Теперь же, после формирования АЕИ-2, воздушных замков, связанных с "Планом Козака", строить никто не даст, и Москва сможет более реалистично взглянуть на ситуацию, на соотношение сил в регионе и на все увеличивающуюся геополитическую пропасть между Молдовой и Приднестровьем.

Андрей Моспанов

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей