марта 30

В Молдове на протяжении почти двух лет идет перманентная война. Казалось бы, это противостояние ПКРМ и АЕИ, так нет - воюют все со всеми. И у воронинцев, и внутри альянса не менее жестко воюют между собой разные группировки, свидетельством чему - постоянные внутрипартийные скандалы. Единственное отличие в том, что пэкаэрэмовцы ведут себя тихо, подковерно, и о крахе очередного красного политика мы узнаем, когда "тело" выпадает из развернутого ковра... Так было с Тарлевым, Цурканом, Лупу.... Не исключено, что сейчас настала очередь Додона. В альянсе все значительно проще, так как его лидеры не скрывают разногласий, тем более накануне местных выборов, которые планируется провести в начале лета.

Но в условиях незавершенности избирательного процесса более высокого уровня - президент так и не выбран! - и угрозы очередной внеочередной парламентской кампании местные выборы могут послужить детонатором, окончательно дестабилизирующим ситуацию в стране. А досрочные выборы, похоже, неизбежны, как смена времен года. Их пиарят даже те, кто утверждает: мы, мол, выборов этих не хотим, но... наш бронепоезд на запасном пути. На этом фоне хотелось бы отметить, что страна за последнее время повидала уже столько компромата, что в новой кампании взаимной травли стоит ожидать обвинений в скотоложестве и пристрастии к культу вуду.
Неоправданно долгие и болезненные коалиционные переговоры, формирование парламентского большинства, не скрепленного единой идеологической основой, постоянная борьба за полномочия между ветвями власти, недостаточная потенция алгоритмического правительства, спекуляции вокруг проведения референдумов, война за принятие бюджета, ставшего заложником корпоративных интересов - это совсем не то, за что отдали свои голоса молдавские избиратели в ноябре 2010 года. Кризисные явления отразились и на местных органах власти, в особенности на столичных. Теоретически Конституционный суд мог бы (и должен был бы!) разрешить большинство сомнений, но эта структура предпочла самоустраниться.

Ждут ли нас в этом году еще одни внеочередные парламентские выборы - вопрос из области непредсказуемого. Судя по ситуации, наиболее выгодны выборы сегодня двум партиям - ПКРМ и ЛДПМ. Итоги ноябрьского голосования показали, что в стране дело постепенно идет к формированию базовой двухпартийной системы, слегка припушенной мелкими формированиями. Подобная система давно и успешно функционирует во многих странах, но специфика Молдовы такова, что двухпартийность может послужить дополнительным фактором для раскола общества. Да и нереально, чтобы какая-то из двух партий сумела набрать число мест в парламенте, необходимых для самостоятельного избрания президента. Еще меньше верится в то, что после очередных выборов политики отложат в сторону свои деловые и узкопартийные интересы и займутся исключительно проблемами страны.

Увы, найти приемлемый выход из сложившейся ситуации довольно сложно. Наверняка можно утверждать лишь одно: проведение еще одних досрочных выборов в политически расколотой стране способно на время снять напряженность в обществе, но более вероятно, что очередные электоральные баталии могут как минимум пролонгировать состояние неопределенности, а как максимум - стать импульсом к эскалации противостояния. А ведь общественно-политический кризис способен обрести и более жесткие формы, чем даже апрельские события 2009 года. В любом случае, страна становится весьма уязвимой для воздействий извне, которые могут носить не только позитивный характер, а следовательно, еще больше усугубить положение. Выходит, что или политики должны все-таки договориться и избрать главу государства, или ситуация, выйдя из-под контроля превратится в чрезвычайную - в этом случае кому-то из политиков придется взять всю полноту власти. Но при этом полнота власти должна гармонично сочетаться с полнотой ответственности, чтобы не вышло в итоге, как при правлении ПКРМ. Возможно, именно потому у коммунистов ничего и не получилось, что Владимир Воронин, обладая де-факто всей полнотой власти, де-юре не нес никакой ответственности. Ведь Молдова - парламентская страна, и президент, узурпировав тогда де-факто власть, де-юре не нес никакой ответственности за свои деяния.
А есть ли у нас другой выход? Боюсь, что уже нет. Президенты, премьеры, парламенты, мэры, выборы, перевыборы, обещания, разочарования...

Победа любой политической силы - это всегда преддверие ее поражения. Не зря же в развитых демократиях республиканцы сменяют демократов, виги - тори, социалисты - либералов и т.д. Череда побед не может для одной партии длиться вечно, и чтобы предсказать, что будет с Молдовой через несколько лет, достаточно просто оглянуться на прошедшие годы. Нас не ждет ничего неожиданного или из ряда вон выходящего: с запада или востока, с севера или юга явится кто-то, кто назовет себя хозяином. Для одних он будет оккупантом, для других - освободителем, но в любом случае он покончит с безвременьем, которое пока именуют «независимостью». Граждане устали ждать светлого будущего, которое 20 лет ускользает от них, как мираж, как последняя черта горизонта - черты-то этой на самом деле нет: ты к ней приближаешься, а она опять удалилась. 20 лет жители Молдовы рождаются и умирают, взрослеют и впадают в детство, стремительно покидают просторы Родины, а новой счастливой жизни все нет, и старая ушла навсегда...

Общество дошло до точки, когда согласно принять даже диктатора, но хозяина (!), который «железной рукой» наведёт в стране долго-жданный порядок. Чтобы не было больше политических склок, бесконечных избирательных баталий, чтобы объединилась расколотая страна... Говорят, каждый народ достоин своих избранников. Возможно, где-то с божьей помощью и научились правильно выбирать себе власть, но в Молдове явно нет. Неужели нам остается только уповать на приход «мессии» извне?.. Не проще ли и безопаснее для судеб страны договориться?

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей