Янв 11

Недавно лидер Либеральной партии Республики Молдова (ЛП) Михай Гимпу попросил мирного отзыва с должности посла Российской Федерации в Кишиневе Валерия Кузьмина, в результате заявлений, сделанных после убийства молодого молдаванина российским военным из состава миротворческих сил, находящихся на демаркационной линии с сепаратистским приднестровским регионом. "Мы считаем, что зло исходит от этого посла. Мы просим Российскую Федерацию назначить другого посла, который будет по-настоящему представлять русский народ", заявил лидер ЛП.

Кузьмин был вызван в Министерство иностранных дел Республики Молдова для предоставления объяснений касательно своих заявлений о том, что убитый молодой человек Вадим Писарь находился за рулем украденного автомобиля в нетрезвом состоянии и не остановился на миротворческом посту.

В МИДЕИ российский дипломат сказал журналистам: «Хочу порекомендовать вам не устраивать истерических кампаний. Не следуйте логике Вини-Пуха, который придя в гости к зайцу, когда его спросили хочет он молока или меда, ответил: И то, и другое, и можно без хлеба. Что касается сегодняшнего протеста, могу сказать, что это была хулиганская акция, когда стучались головой в посольские ворота. Но люди имеют право выражать себя».

В свою очередь министр иностранных дел Юрий Лянкэ заявил: «Можно сожалеть, что посол Российской Федерации, будучи вызванным в МИДЕИ в связи с трагическим инцидентом в Зоне безопасности 1 января 2012 года, позволил себе саркастические комментарии перед представителями масс-медиа, в том числе оперируя непроверенной информацией, например насчет отсутствия у жертвы прав на вождение и того, что автомобиль был угнан».

«Такие заявления совершенно недопустимы в контексте инцидента, в результате которого погиб гражданин Молдовы. Констатируем, что это не первый раз, когда посол Валерий Кузьмин делает заявления, которые не вписываются в дипломатические рамки. Считаем, что все комментарии касательно этого трагического случая должны быть выдержаны в духе уравновешенности и объективности, во избежание обострения ситуации. Подчеркиваю, что мы ждем от российских властей максимальной открытости в сотрудничестве между компетентными органами, в частности по линии прокуратуры, в расследовании данного случая», - добавил глава молдавской дипломатии.

Подобные споры между Кишиневом и Москвой происходят не впервой, по сути они постоянны с 27 августа 1991 года, когда Республика Молдова объявила о своей независимости от бывшего СССР. Они начались с вооруженного конфликта на Днестре, вспыхнувшего 20 лет назад, и продолжились в результате отказа бывшего президента Владимира Воронина подписать Меморандум Козака о федерализации Республики Молдова в 2003 году и эмбарго на импорт молдавских вин, наложенного Москвой в 2006-2007 годах. Напряженность в отношениях неизбежна, и зародилась она в неоднозначных отношениях, которым 28 мая этого года исполнится 200 лет: аннексия провинции, ошибочно называемой русскими Бессарабия (на самом деле это восточная часть Молдавского княжества, где Бессарабия или Буджакский Край является лишь южной частью), царской империей.

Российская оккупация восточной части Молдовы, первоначально с 1812 до 1918 года, затем СССР в 1940-1941 и 1944-1991 оставила глубокие следы в коллективном сознании.

С одной стороны, политика ассимиляции, проводимая различными методами, главным из которых было отсутствие "молдавских" школ при царском режиме, имела частичный успех, отсюда и выражение, бывшее в обиходе до 1918 года, "отец русский, мать русская, а Иван - молдаван". С другой стороны, оккупация де-юре или де-факто (как практически обстоит ситуация после 1991 г.) выработала сильнейшую зависимость молдаван от имперской метрополии. Почти все этнические молдаване / румыны из Республики Молдова говорят или, по крайней мере, понимают русский язык. Это актуально даже для молодого поколения, хотя русский язык не имеет статуса официального языка. И это вполне естественно, учитывая, что русский язык имеет гораздо более широкое распространение, чем румынский, по крайней мере, на территории бывшей советской империи. Политический аналитик Игорь Боцан как-то сказал мне: "Как я могу отказаться от русского языка, когда, например, интернет-источников на этом языке в 10 раз больше, чем на румынском."

Русский язык доминирует в средствах массовой информации, бизнесе и технической сфере в Республике Молдова. Многим молдаванам в возрасте легче выражаться на русском, нежели на румынском и проще по-прежнему использовать кириллическую графику ("кириллицу"), на которой они были обучены, чем латинский алфавит ("латиницу"). Страдания молдаван за последние два столетия российского доминирования были колоссальными - от безжалостной колонизации в XIX веке до свирепых репрессий советского времени, включающих депортации в Гулаг, культурный гнет, а сейчас шантажирование ценами на газ, военная оккупация де-факто Приднестровья и другого рода крючкотворство экономического характера, которые гигантская Россия может применить по отношению к малюсенькой Молдове. И, конечно, многие молдаване испытывают чувство обиды и вражды по отношению к России как стране, но и по отношению к русским, воспринимаемым как имперский народ, склонный к высокомерию перед "вассалами".

Тем не менее, в молдаванах развилась зависимость и даже некоторая привязанность ко всему русскому, которую я назвал "Стокгольмский Синдром". Этот термин был введён шведским психиатром и криминалистом Нильсом Бейеротом, описывающим симпатию между жертвой или заложником к похитителю и преступники во время ограбления банка в Стокгольме в августе 1973 года. Можно провести аналогию и допустить, что молдаване являются жертвами взятия в заложники 200 - летней давности, от которого им не удалось освободиться даже сегодня и теперь они испытывают противоречивые чувства по отношению к похитителям - России и русским. Подобные неоднозначные отношения развивались и с Румынией и румынами, проживающими к западу от Прута, находящимися также под влиянием отношений с Россией и русскими. Примером может служить клише "румынского жандарма с палкой" в период 1918 - 1940, позаимствованное советской пропагандой. Как ни странно, "КГБ-шник, который депортировал в 1940 - 1941 или 1944 - 1953" не получил того же распространения. Таким образом, дипломатический спор относительно заявлений посла Кузьмина обнажает сторону "ненависти" в российско-молдавских отношениях. Однако, история показывает, что радикального конца, разрыва, не может произойти, даже ввиду дисбаланса сил, так что эта "ненависть" будет сосуществовать с "любовью" между хозяином и подданным, которая упрочилась на протяжении более двух веков колониального господства.

Петру Клеж

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей