марта 31

При любом исходе ясно одно. Николай Черный уже сделал свой основной выбор – он вернулся в Молдову. Этим он дал ясный сигнал другим известным выходцам из Молдовы, которые сегодня работают в России, Украине, США, Италии, Румынии, ФРГ… Пора возвращаться домой, пора поработать и на Молдову.

В Молдову вернулся известный предприниматель Николай Черный. Он был крупным руководителем топливно-энергетической сферы республики еще в советские времена. Затем, уже в условиях рынка, продолжил успешную предпринимательскую деятельность в Республике Молдова. В России и Европе был одним из руководителей транснационального нефтегазового концерна «ЛУКОЙЛ», (прибыль которого, кстати, как минимум в 2 раза превышает госбюджет Республики Молдова!). Крупный бизнесмен, владелец ряда предприятий в разных странах мира, в том числе и в Молдове, хозяин молдавского футбольного клуба «Зимбру» Николай Чёрный, мог бы прикупить себе виллу, белоснежную яхту на Лазурном берегу Франции и жить-поживать в свое удовольствие. Но он вернулся на Родину, которая переживает далеко не лучшие времена. Почему?

Наверное потому и вернулся, что чувствует и свой личный долг перед перед землей на которой вырос, в которой покоятся его предки, на которой делал свои первые шаги в жизни и бизнесе. Это трудно объяснить с обывательских позиций . Но и современная история дает нам массу примеров, когда ,как сказал поэт, «любовь к отеческим гробам» давала большие экономические и политические результаты. Так, нынешний экономический прогресс Китая во-многом был обусловлен участием в нем хуацяо – этнических китайцев, проживающих в других странах и принявших активное участие в инвестировании в китайскую экономику. Прогресс Турции в 80-90гг. прошлого века во многом определил вклад турок, работавших в Европе. Современной Польше оказывают большое содействие поляки из Канады и США. Евреи всего мира помогают развиваться Израилю.

Сейчас множество наших сограждан работают за пределами страны, зарабатывают деньги, набираются опыта. Есть среди них и успешные предприниматели, которые могли бы внести свой огромный вклад в прогресс Молдовы. Ведь Родина одна у каждого человека и любовь к ней живет в душе независимо от того, куда судьба тебя забросила. Мало желать добра своей стране. Надо еще знать что, как, на какие средства делать. Николай Черный как раз из тех людей, которые результатами своего труда на деле доказали свою состоятельность и способность к достижению самых амбициозных целей.

Поэтому не будет преувеличением, сказать, что пресс-конференция, Николая Чёрного вызвала настоящий ажиотаж в прессе и на телевидении, выявила повышенный интерес к нему у большинства молдавских политиков и партий, стала предметом активного обсуждения в молдавском экспертном сообществе.

Чем же вызван такой повышенный интерес особенно со стороны политических партий и их лидеров к Николаю Черному - человеку, много лет работавшему далеко от Молдовы и поэтому не имевшему возможности принимать активное участие в её общественно-политической жизни ?

Во-первых, любая молдавская партия, заполучив в свои ряды хорошо известного в мире большого международного бизнеса человека - Николая Черного, сможет смело утверждать, что после её прихода к власти в Молдову будут направлены обширные иностранные инвестиции, грамотно распорядиться которыми поможет эффективный менеджер международного класса. Не секрет, что для потенциальных инвесторов очень важна личностная составляющая, доверие к партнерам. Николаю Черному доверяли и доверяют в международных бизнес- кругах.

Работая вице-президентом компании «ЛУКОЙЛ», Николай Черный отвечал за экспорт нефти в зарубежные страны и поэтому отладил личные и деловые контакты с бизнеменами и государственными деятелями в самых разных странах мира.

Поэтому можно смело утверждать, что под гарантии такого известного в сфере бизнеса человека, если он войдет во власть, в Молдову, действительно, могут пойти солидные инвестиции в сотни миллионов долларов.

Во-вторых, Николай Чёрный – это по-настоящему богатый и самодостаточный человек. В отличие от многих молдавских партийцев, которые стремятся во власть только для того, чтобы с первых же взяток купить себе хорошую машину, построить дом, а если повезет, то и прикупить в столице собственный ресторанчик, Николая Черного вся эта «мишура» давно уже не интересует.

Те многомиллионные личные доходы, которые он получал в «ЛУКОЙЛе», плюс его собственный бизнес, который приносит ему значительные дивиденды, решили для его большой и дружной семьи все материальные проблемы.

Таким «упакованным», самодостаточным людям избиратели, как правило, доверяют намного больше, чем вечно «голодным» партийцам, лихорадочно рыщущим в поисках личной выгоды по политическому полю страны.

В-третьих, общеизвестно, что Николай Чёрный - очень эффективный менеджер международного класса или, как у нас раньше говорили, «крепкий хозяйственник».

Поэтому вполне понятно, что любая партия, руководство которой он согласится пополнить, сможет смело утверждать, что способна – вместе с ним, естественно - добиться реальных перемен в экономике страны к лучшему.

Всё это, безусловно, так. Имидж успешного менеджера, плюс личные деньги Николая Чёрного, а также деньги других бизнесменов, которые любая партия сможет получить под его личные гарантии, действительно, способны обеспечить ему и той партии, в которую он согласится вступить, практически стопроцентное прохождение в новый парламент.

И, тем не менее, при более подробном анализе становится ясно, что Николаю Черному в интересах страны не следует связывать себя ни с одним партийным проектом. С одной стороны, профессионализм Николая Черного, который никто в Молдове не оспаривает, и, с другой стороны, его беспартийность, открывают как для него лично, так и для всей нашей страны весьма интересные и многообещающие перспективы.

Поэтому предпочтительно говорить не о частных интересах той или иной партии, обеспечение которых может быть связано с именем Николая Чёрного, а о том, как сам он может реально содействовать прогрессивному развитию всей Молдовы.

Не будем заранее рассматривать Николая Черного как возможного кандидата на пост президента Молдовы, потому что хорошо известно, что он жёсткий и требовательный человек, а в Молдове президент пока не имеет достаточных конституционных полномочий для того, чтобы что-то жестко от кого-то требовать.

Что касается просто роли гаранта и миротворца, то скорее всего это тоже совсем не та роль, которую согласился бы исполнять Николай Черный. Он, прежде всего, хозяин, а потому если и согласится претендовать на роль президента Молдовы, то только в том случае, когда у него будут реальные властные полномочия. Например, как у президентов США или России. Но в Молдове, увы, президент таких полномочий сегодня не имеет.

Есть, однако, две высокие должности в Молдове, которые, вполне могли бы дать возможность Николаю Черному проявить свои лучшие качества.

Он мог бы, например, стать беспартийным премьер-министром, но, конечно, только при том условии, что все парламентские партии доверят ему право самому формировать свою правительственную команду.

Было бы только в интересах Республики Молдова, если бы все четыре партии правящего Альянса «За европейскую интеграцию» добровольно отозвали своих партийных комиссаров из правительства хотя бы на один год и дали бы возможность Николаю Черному набрать свою команду, предоставили соответствующие полномочия и право поработать премьер-министром.

Безусловно, это должно быть решение всех фракций парламента, как правящего большинства, так и оппозиционного меньшинства.

Николай Черный, как патриот Молдовы, несмотря на все сложности и «подводные камни» этого проекта, мог бы согласиться на своё участие в нём.

Но скорее этого никогда не случится, на это никогда не согласятся лидеры партий правящего АЕИ. Ведь за что они боролись? За власть! Поэтому, и не отдадут они её добровольно никому. Не отдадут даже тогда, когда будут хорошо понимать, что от этого выиграет вся страна.

Скорее всего, во время подготовки к новым парламентским выборам наши партийные министры и их партийный премьер будут заниматься исключительно вопросами, связанными с этими выборами, и потому напрочь забудут и о народе, и о Молдове в целом.

Есть, однако, ещё один вариант, в реализации которого можно было бы с большой пользой для Молдовы использовать личный потенциал Николая Черного: убедить его баллотироваться на пост Генерального примара муниципия Кишинэу.

Николай Черный на посту кишинёвского мэра, по мнению большинства хорошо его знающих людей, уже в первые сто дней своего нахождения в должности столичного градоначальника, сможет решить основные проблемы города: навести в нём чистоту и порядок, начать капитальный ремонт дорог и подземных пешеходных переходов, наладить чёткую работу городского транспорта.

Но, самое главное, «под Чёрного» могут пойти иностранные инвестиции, необходимые для строительство объездной дороги, модернизации энергетического комплекса (тепло, горячая вода), развития городской инфраструктуры и сельского хозяйства в пригородных зонах.

Впрочем, учитывая, до какого плачевного состояния довёл Кишинёв и муниципий в целом Дорин Киртоакэ, а также зная нынешнюю нездоровую ситуацию в Муниципальном совете, трудно надеться, что кто-то сможет убедить Николая Черного согласиться возглавить столичный город.

Впрочем, и для Кишинева и для Николая Чёрного было бы всё-таки намного разумнее, согласиться на оправданный риск участия в выборах Генерального Примара, чем втянуться в молдавские перманентные партийные дрязги и склоки и, завязнув в этом болоте, постепенно терять свой, наработанный долгими годами, деловой авторитет.

В первом случае, Николай Чёрный, опираясь на свой личный опыт менеджера высокого класса, на свой профессионализм, на личные международные связи, имеет значительные шансы переломить неблагополучную ситуацию в городе в лучшую сторону, отладив работу его служб, работая совместно с Муниципальным Советом на благо кишиневцев.

Во втором же случае каких-либо перспектив реализовать себя с пользой для общества у него очень мало, вернее, практически нет.

Впрочем, кто бы и какие бы советы не давал сегодня Николаю Чёрному, выбор он сделает сам. Нам же остаётся только ждать, каким именно окажется этот выбор.

При любом исходе ясно одно. Николай Черный уже сделал свой основной выбор – он вернулся в Молдову. Этим он дал ясный сигнал другим известным выходцам из Молдовы, которые сегодня работают в России, Украине, США, Италии, Румынии, ФРГ… Пора возвращаться домой, пора поработать и на Молдову.

Олег Рыбаков

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей