Апр 12

Молдо-украинское сотрудничествоВ Молдове уже полтора месяца не могут сформировать власть, а в последние дни переговоры между политическими силами напоминают плохо скрываемый фарс. Ни одна из партий не готова взять ответственность за формирование парламентского большинства и правительства, да и в целом за перспективы дальнейшего развития страны.

Нынешняя «возня» — затянувшийся позиционный торг, в котором важен не столько результат, сколько процесс. Распределение полномочий и возможность определять курс страны, кажется, не слишком интересуют конкурентов и уступили место борьбе за рейтинги в СМИ и попыткам запутать избирателя, выслужиться перед внешней публикой и очернить конкурентов.

Однако происходящее кажется тупиком только на первый взгляд. Реальные и вполне осуществимые сценарии коалиций существуют, однако ни одна из прошедших в парламент Молдовы партий не спешит их реализовать. Напротив, лидеры Демпартии, ПСРМ и ACUM будто специально топчутся на месте: вместо результативных переговоров по конкретным параметрам будущей коалиционной власти происходит бесконечный пинг-понг неисполнимых условий, повышения ставок и взаимных обвинений в СМИ. Половина заявлений уже избранных депутатов представляют собой откровенный словесный спам, следить за которым становится по-настоящему скучно.

Причины политического переминания с ноги на ногу кроются в отсутствии четкой позиции внешних игроков о «правильной» конфигурации власти в Кишиневе. Речь идет, прежде всего, о США и Европейском союзе. В свою очередь, столь важное для молдавских властей мнение, от которого зависит политическая поддержка и финансовые ресурсы ЕС, не то чтобы «утаивается» от Кишинева — дело в том, что Западу сейчас не до Молдовы.

На сегодняшний день главным полем геополитического, информационного, военного противостояния остается Украина. Ко второму туру президентских выборов и неизбежным предвыборным скандалам приковано все внимание Вашингтона и Брюсселя. Несмотря на значительное лидерство Владимира Зеленского административный ресурс Петра Порошенко все еще может повлиять на итог голосования. Тем более затруднительно предсказать гипотетическую явку избирателей после того, как кандидатов осталось всего двое: высокая явка первого тура во многом связана с огромным количеством персон в бюллетене, а значит, возможностью проголосовать для самого изощренного в политических вкусах избирателя.

Как кажется, именно ожидание развязки в Киеве тормозит формирование властной коалиции в Кишиневе. Активное партнерство Молдовы и Украины однозначно отвечает интересам и Европы, и США. Особо важно для западных столиц молдавско-украинское единство в борьбе против российского влияния на востоке Украины и в Приднестровье. США и ЕС заинтересованы в том, чтобы это сотрудничество оставалось барьером для российской экспансии на юго-восточных границах Евросоюза: а, как известно, в постсовестких странах такое сотрудничество едва ли возможно без адекватных личных отношений на уровне политического руководства.

В этом смысле победа Петра Порошенко во втором туре президентских выборов на Украине автоматически сделает тупиковой для украинско-молдавских отношений коалицию из Партии социалистов Додона и Демократической партии Плахотнюка. Для Петра Порошенко фигура Игоря Додона, который всячески избегает публично признавать Крым украинским и Россию — агрессором, едва ли приемлема. В 2017-2018 годах президенты Украины и Молдовы не провели ни одной встречи, хотя контакты на уровне правительства были регулярными.

В свою очередь, приход к власти на Украине Владимира Зеленского может негативно сказаться на перспективах любых коалиций в парламенте с участием Влада Плахотнюка. В избирательной кампании Зеленского силен народный антиолигархический посыл. И если во внутренней политике Владимиру Зеленскому вряд ли удастся избежать олигархического влияния, то во внешних контактах ему придется осторожно подходить к выбору зарубежных партнеров. Сотрудничество с Плахотнюком может довольно быстро подорвать реноме борца за интересы людей.

Во многом из-за ожидания киевской развязки ни Вашингтон, ни Брюссель не подгоняют молдавских политиков и не форсируют создание коалиции, поскольку их собственные симпатии в этом вопросе абсолютно прагматичны и будут зависеть от будущей власти в Украине. Все это выглядит довольно весело, ведь парламентские выборы 24 февраля многие называли судьбоносными. На самом же деле молдавская судьба зависит не столько от голосов конкретных избирателей, а от того, кого выберут в соседней стране.

Молдова отчаянно пыталась сбежать от геополитики, но так и не смогла — впрочем, в этом нет ничего странного. Многолетнее финансирование Молдовы из ЕС и поэтапное вхождение страны в орбиту Североатлантического альянса изначально преследовало геополитические цели. В 2019 году зарубежные партнеры Кишинева все также заинтересованы в сохранности своих инвестиций в Молдову: а это во многом будет зависеть от ближайшего окружения страны и ситуации в соседней Украине.

Антон Швец

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей