Ноя 22

Существует русская поговорка: «Сколько волка не корми, все - равно в лес смотрит». Она идеально подходит под описание поведения национальных меньшинств в Молдове (если судить по заявлениям и поведению их лидеров и представителей). Пользуясь добротой самого демократичного законодательства и бесконечной терпимостью со стороны представителей титульной нации, нацменьшинства ведут себя неадекватно, злоупотребляя гостеприимством. Это поведение становится все более циничным и агрессивным в период предвыборных кампаний.

Практически все партии говорят в своих программах о «разрозненной и враждебной Молдове», но никто не ищет корней этого зла и не предлагает решений для преодоления ситуации. Все сошлись на мнении, что виной тому, что молдавское общество стоит на баррикадах, является один единственный человек- Воронин. Да, и Воронину принадлежит часть вины, но есть и другие, не менее виновные. Один из них - Валерий Клименко, который два года назад признал, что находится в Молдове в командировке (по заданию). Этот индивид (доктор хабилитат истории!), который жалко пародирует Жириновского, пользуется вниманием прессы, благодаря своим наглым декларациям в адрес молдаван и Румынии. Он демонстративно отказывается говорить на государственном языке. Он строит из себя мессию и спасителя национальных меньшинств из-под ига…шовинистских молдаван. Он живет в страхе, не дай Бог, проснуться завтра утром в другой стране - в Румынии.

Возомнив себя великим лидером так называемого движения «Равноправие», он обнародовал предвыборную программу формирования. Если бы мы действительно жили в правовом государстве, некоторые пункты этой программы должны были бы стать предметом расследования прокуратуры (я задаюсь вопросом, почему наши телевизионные каналы, которые устраивают предвыборные дебаты, избегают этой проблемы, по-настоящему важной для нормального функционирования нашего государства: а именно отношений между национальными меньшинствами и представителями титульной нации? Почему бы не вывести на чистую воду всех представителей этнических ассоциаций, пусть они открыто выскажут, что им не нравится в этой стране, и какие претензии они имеют к нам, к молдаванам?).

В предвыборной программе движения Клименко Республика Молдова как государство обвиняется в продвижении политики маргинализации этнических меньшинств по языковому критерию и в стремлении ликвидировать русский язык из системы образования, общественной жизни и так далее. Дошли до того, что стали утверждать, будто нацменьшинства лишены конституционного права получать информацию на русском языке ( где вообще такое написано в Конституции?!) в общественных местах - в поликлиниках, больницах, на почте и в банках.

Подобные обвинения, уж простите меня за выражение, просто наглый плевок в душу молдаванам, потому что именно мы, молдаване, зачастую не можем получить информацию на официальном языке государства в перечисленных мной ведомствах!

Многие из предложений «программы Клименко» касаются непосредственно вопросов национальной безопасности (а также этнической, лингвистической, культурной) Республики Молдова. Выше я заявил, что не только Воронин, но и Клименко виноват в разделении нашего общества. Я бы добавил еще одного виновного – наш политический класс, который некоторые называют национальным (или даже националистическим!), который уже два десятилетия заигрывает с национальными меньшинствами в надежде получить их голоса. Мы дали им все, что они хотели и столько, сколько хотели. И что мы получили взамен нашей пресловутой толерантности? Чем отплатили нам за то, что мы, молдаване, прекрасно говорим на двух языках? Разве меньшинства выучили язык титульной нации, хотя бы в качестве ответного жеста вежливости? Клименко жалуется, что «за последние 20 лет в Молдове выросло поколение, воспитанное в духе националистической прорумынской идеологии, которое уже практически не знает русского языка». Вы представляете себе, какая трагедия?! Клименко видит в этом катастрофу. Поэтому и ратует за придание русскому языку статуса второго государственного, для того, чтобы им никогда не пришлось учить государственный язык и чтобы законодательно заставить нас, молдаван, говорить на русском языке, чтоб они не чувствовали никакого дискомфорта…

Настоящая бомба, заложенная в фундамент стабильности этого государства, – это высшее образование на русском языке. Почему, для кого и для чего нужно, чтобы, например, медики учились на русском языке? Подумали ли об этом бывшие главы и правительства Республики Молдова? Таким образом, в то, что сложилась такая ситуация (анормальная и опасная) внесли свой вклад и наши молдаване. Все мы видели наших национальных лидеров (среди которых есть, говорят, и националисты), которые танцевали, как обезьяны, на Этническом фестивале… Может, вместо этого фестиваля полезнее было бы организовать серьезную дискуссию с лидерами этнических меньшинств по поводу их обязанностей в цивилизованной европейской стране?

Без согласия между этносами у политической стабильности в Республике Молдова нет никаких перспектив. Но это согласие должно основываться на безусловной взаимной вежливости. То, чем годами занимается Клименко, называется шантажом и диверсией. Молдаване больше не должны терпеть его наглые выходки, отчетливо отдающие ксенофобией и шовинизмом, призывы к национальной ненависти, ежедневные проявления румынофобии и расистской ненависти. Мы действительно хотим в Европу, но Европа не примет нас с такими «ценностями», которые бессовестно продвигает пятая колонна Москвы, во главе которой стоит Клименко.

Константин Тэнасе

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей