Апр 16

Вера молдавской оппозиции в поражение правящей диктатуры на парламентских выборах ничем не обоснована, твердо убежден кишиневский политолог Дмитрий Чубашенко. По его убеждению, в Молдове не так много политических лидеров главного калибра, за которых люди готовы голосовать на общенациональных выборах.

«В хронологическом порядке после 2000 года можно назвать Владимира Воронина, Юрия Рошку, Влада Филата, Дорина Киртоакэ, Игоря Додона, Ренато Усатого, Андрея Нэстасе, Майю Санду. Больше никто на память и не приходит», - отмечает Дмитрий Чубашенко.

Политолог поясняет, что разделение на политиков популярного типа и политиков чиновничьего типа имеет важное значение для предстоящих парламентских выборов.

«Если посмотреть, кто из потенциальных участников этих выборов способен «производить» голоса для получения депутатских мандатов, вера оппозиции в то, что PAS обречена на поражение, ничем не подкреплена», - подчеркивает Дмитрий Чубашенко.

Политолог предполагает, что за правящую партию «PAS» избиратели будут массово голосовать, как за партию Санду.

«В этой партии есть только один человек, за которого избиратели голосуют на выборах – это де-факто Майя Санду. Неважно, кто там будет в предвыборном списке этой партии (большинство людей и сейчас не смогут вспомнить по имени больше пяти депутатов и министров от PAS), но за «команду Санду» голосовать все равно будут», - считает Дмитрий Чубашенко.

Кишиневский эксперт напоминает, что четыре года назад PAS получила на парламентских выборах 775 тысяч (52,8%) голосов, из которых 183 тысяч на зарубежных участках. Это дало им 63 депутатских мандата, из которых 15 пришли из-за рубежа.

«Учитывая, что с тех пор масштабы манипуляций на зарубежных участках значительно возросли, PAS может уверенно рассчитывать на получение и на следующих выборах 15 мандатов за рубежом. Даже если эта партия потеряет треть своих голосов на территории собственно Молдовы, это все равно даст ей здесь 30 мандатов, а в сумме – 45 мандатов. Это сделает депутатов PAS мажоритарной фракцией парламента с правом предлагать кандидатуру премьер-министра», - отмечает Дмитрий Чубашенко.

По его оценке, какой-то второй политической силы на фланге хард-евроинтеграции, в ее базовом милитаристском, русофобском, антитрамповском и антидемократическом формате, представленном PAS, не просматривается.

«А желающих голосовать за продолжение именно такого курса очень много – вот и будут голосовать за PAS, потому что больше не за кого», - подчеркивает Дмитрий Чубашенко.

Политолог приводит свои аналитические раскладки по силам оппозиции:

1. Блок коммунистов и социалистов в 2021 году получил 399 тысяч (27,2%) голосов, что дало ему 32 депутатских мандата. В этом году, как ожидается, Партия социалистов и Партия коммунистов пойдут на выборы отдельными колоннами (коммунисты могут сформировать блок с партией Василе Тарлева, возможно, и с Ириной Влах). Ожидать, что комбинированный результат всех этих политических сил сильно вырастет, если вообще вырастет, по сравнению с последними выборами, не приходится.

2. Ренато Усатый, как кандидат в президенты в 2020 году, получил на выборах в четыре раза больше голосов, чем его партия на парламентских выборах в 2021 году. Рассчитывать, что в 2025 году будет по-другому, нет оснований. Кроме того, как показали президентские выборы 2024 года, Усатый теряет свою электоральную базу на севере Молдовы и сдвигается вправо.

3. Демократическая партия «Дьякова-Лупу-Плахотнюка» добывала голоса в центристском болоте с помощью административного ресурса. На эти выборы Лупу идет во главе другой партии, которой рассчитывать на что-то без админресурса не приходится.

4. Политический блок «Альтернатива», судя по его политическому стилю и риторике, ориентируется на то же самое центристское болото, прежде всего, в столице.

5. Фронтмен этого блока Ион Чебан, выигравший выборы в Кишиневе, в общенациональных выборах ни разу самостоятельно не участвовал. Как сработает на парламентских выборах его ставка на проеэсовско-румынских столичных хипстеров, непонятно.

6. Бывший генпрокурор Александр Стояногло был поддержан избирателями на президентских выборах в качестве консенсусного кандидата «анти-Санду». Большинство из тех, кто голосовал за Стояногло в таком его качестве, на парламентских выборах голосовать за него как за одного из лидеров блока «Альтернатива» не будут. Непонятно также, принесет ли объединение в одном блоке таких разных по своим взглядам политиков добавленную электоральную «стоимость», или напротив, они будут взаимно «гасить» друг друга.

7. Влияние Илана Шора сильно преувеличено. Как показывают результаты парламентских выборов 2019 и 2021 годов и президентских выборов 2020 и 2024 годов, за партии и кандидатов Шора голосует 6-8% избирателей. Блок «Победа», который выдается за блок Шора, юридически не существует. К выборам такой блок ни в целом, ни по отдельным его составляющим не допустят. Как Шор будет «монетизировать» эти свои 6-8% в конкретные депутатские мандаты, пока не понятно.

«Из всех потенциальных участников выборов «производить» голоса уверенно могут только Санду и Додон. Воронин такую способность утратил. У Усатого проблемы с переносом своего личного имиджа на партию. Чебану и Стояногло такую способность еще только предстоит доказать», - оценивает Дмитрий Чубашенко.

По его мнению, на сегодняшний день все выглядит так, что PAS сохранит лидирующие позиции и в следующем парламенте.

«То, что большинство населения считает эту власть плохой, некомпетентной, неадекватной, коррумпированной, бестолковой и т.д. и т.п., не гарантирует ее автоматического провала на выборах. На крайний случай у PAS есть в рукаве козырный «план Б» – просто отменить выборы под предлогом «российского вмешательства», - заключает Дмитрий Чубашенко.

Владик Магу, специально для NewsPMR.Com


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей