Авг 31

По случаю 27 августа несколько телевизионных каналов Кишинёва буквально заразились "духом" воинствующего патриотизма: принуждают тебя гордиться "своей страной, Республикой Молдова", настоятельно призывают вывесить из окна триколор и убеждают тебя, что оно, телевидение, в отличие от тебя (как следует понимать), "на самом деле любит Молдавию".

Помимо раздражающих лозунгов и "юбилейных" слоганов, во всех этих призывах ощущается горький привкус. В них не верят даже те, кто их произносит, весьма экзальтированно, "на румынском и русском". Эти журналисты делают это ради денег - нас же, общественность, призывают принимать за чистую монету их каботинство и «самоотверженно» возлюбить Молдавию, как идиоты, только потому, что нам безумно повезло родиться здесь.

Еще вопрос: везение это или глубочайшая неудача? Эта демонстративная любовь к месту, где ты родился совершенно случайно, по прихоти судьбы, выглядит жалко и натужно. Ибо все как в лотерее: если бы, например, Бессарабия не была оккупирована русскими, то мои родители не встретились бы, маловероятно, чтобы произошла бы та же цепь обстоятельств и перекрестков судеб. Соответственно, не было бы и меня, и из этого угла страницы вещал бы кто-нибудь другой (вероятно, в более оптимистичном тоне).

Хотелось бы всё же воспринять всерьез этих журналистов и политиков, и спросить их: что же нам делать с теми, кто без того, чтобы отказаться от орехового дерева во дворе и навозной кучи у забора, имеют гораздо более вместительную любовь? Они любят нечто большее, чем эту, искалеченную Сталиным территорию, с «флагом, признанным ООН» и двумя сепаратистскими загонами. Мы вместим их "трансграничную" любовь в прокрустово ложе? Мы предложим им эту суррогатную страну как будто это империя? .. Некоторые молдаване любят Румынию, не ограничиваясь своей "республикой" (они не удовлетворены даже современной Румынией, также изуродованной коммунизмом, но питают любовь к некой идеальной Румынии), нам что, заполнить ими тюрьмы? Другие молдаване тоскуют по России – вышлем их за Днестр?

Что такое независимость, как ею пользоваться? Снегур, Лучинский и Воронин пропагандировали нам молдавское государство, потому что желали себе президентских постов (так же, как сегодня этого хочет безутешный Мариан Лупу), то есть получить власть, которая сделает их неуязвимыми (побыть калифом хоть на часок! на "часок", затянувшийся на два десятилетия...). Но, государство не является самоцелью и не представляет собой конечной цели всех чаяний общности, но лишь средством, инструментом на службе у народа, населяющего его. Есть ценности, стоящие превыше государства: родной язык, национальная культура, человеческая солидарность. Государство Республика Молдова оправдывает свое существование ровно до тех пор, пока оно помогает удовлетворить потребности своих граждан. Если этот "инструмент" устарел, больше не функционирует, то его следует реформировать, заменить на другой - более эффективный, более конкурентоспособный - в противном случае, оно, государство, начнёт считать себя важнее граждан, будет тяготеть к подавлению свободы. Станет диктатурой.

Я хочу жить не при диктатуре, а в стране, которая уважает меня. И только тогда я не буду использовать кавычки, когда буду говорить о ней.

Виталий Чобану

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей