июня 20

Кишинев опять возвращается в поле зрения ведущих политических игроков. Ничего нового. Скорее мы имеем дело с очередной попыткой Востока и России заставить Кишинев выбрать между Востоком и Западом. Одни эксперты связывают это с новой политикой Путина по отношению к зонам замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, включая Республику Молдова, другие – с необходимостью консолидации Восточного партнерства, в котором Республика Молдова становится все более популярной, даже несмотря на то, что Кишинев редко оказывается на уровне ожиданий.

«С момента избрания президента сторонника европейской интеграции 16 марта этого года… появилось множество свидетельств того, что Кишинев станет гораздо ближе к Западу, особенно к Румынии. В действительности же… » этого не произошло, - утверждается в последнем отчете американской разведывательно-аналитической компании Stratfor. Эксперты Stratfor сообщают, что существует «множество препятствий, блокирующих сближение Кишинева и Запада». И два из них – это зависимость Кишинева от России в проблеме разрешения приднестровского конфликта и разделение молдавской политической элиты на сторонников Запада и сторонников Востока, «что означает, что вектор страны остается разделенным между Западом и Россией», - говорит Stratfor.

При всех недостатках, которыми страдает официальный Кишинев, и даже будучи загнанным в угол Россией, он все равно пользуется поддержкой Запада для сохранения проевропейского курса развития, который президент Николай Тимофти во время своей инаугурации назвал «национальной идеей» Республики Молдова. И в духе этой поддержки три дня назад в Кишиневе состоялась неформальная встреча на высоком уровне в рамках Восточного партнерства при участии европейского комиссара по расширению и европейской политике добрососедства Штефана Фюле. «Место для собрания было выбрано не случайно», так как Молдова является «отличным примером, который подтверждает идею, что выбор и проведение необходимых реформ могут приблизить страну к ЕС, что пойдет на пользу ее гражданам», - таково было объяснение европейского чиновника для прессы. И тот же Фюле отмечает, что «Молдова стоит на хорошей позиции в том, что касается либерализации визового режима для ее граждан, что может быть реализовано в ближайшее время». Параллельно Кишинев находится в топе Восточного партнерства, на него направлено внимание международных организаций «Vidrodjennia» и «Open Society Foundations». И если в случае комиссара Фюле оценка Кишинева может быть просто авансом, как это принято в политике, то во втором случае подобное невозможно – это оценка экспертов (50 человек) стран членов Партнерства – Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, и Молдовы, которые, как минимум из соображений конкуренции, не стали бы выдвигать Молдову на первую позицию без серьезных на то причин.

Чем лучше имидж Молдовы на Западе, тем более критично на нее смотрят на Востоке. Но и Восток не страдает от недостатка изобретательности и, так же как Запад, старается поддержать Кишинев. С момента последних «президентских» выборов в Тирасполе, Кремль постоянно пытается нас подкупить: то изменением «путей», то осуждением «деспотизма» Смирнова, то «демократизмом» Шевчука, то возобновлением железнодорожного сообщения, то возобновлением переговоров в формате 5+2, то обвинением в торговле людьми и оружием и преследованием Смирнова и Антюфеева и т.д. Спектакль. Цирк. Выступают иллюзионисты. Если Россия действительно желает справедливости, то почему не выдаст Антюфеева и Смирнова Кишиневу, ведь свои преступления они совершили на территории суверенного государства Республика Молдова. Готовы Путин и Медведев на такой шаг? Или они просто хотят пустить нам пыль в глаза?

Вступив в должность, Е. Шевчук заявил, что в отношениях с Кишинёвом он пойдёт «политикой маленьких шагов». Однако ни «первый шаг», ни второй и даже ни сотый не предусматривает, ни снятия постов русских «миротворцев» с Днестра, ни их интернационализации, ни вывода российских войск из Приднестровья, ни эвакуации боеприпасов, ни…, ни…, ни…

«Первым шагом», согласованным министерствами иностранных дел Москвы и Тирасполя в рамках встречи в Вене в формате «5+2», станет признание в письменной форме Кишинёвом статуса «Тирасполя, в качестве равноправной стороны в переговорах», что де-юре означает признание ПМР. Вторым «маленьким шагом» с точки зрения Тирасполя (Москвы) станет меморандум Козака, то есть федерализация или конфедерализация Республики Молдова. Третьим «шагом», также «маленьким» станет организация референдума (а возможно его не будет) о присоединении Республики Молдова к Таможенному союзу Россия-Белоруссия-Казахстан – упражнение, которым сейчас интенсивно занимается (не доверяя никому) СДП-ист Москвы Виктор Шелин. А четвёртый или пятый шаги не имеют значения, потому что ясно и после третьего, что последует затем.

Вы честно и без принуждения заявляете о своих доходах, боретесь с коррупцией на государственном уровне (и не только) – как вы и обязались, наводите порядок в юстиции, прокуратуре и в полиции, заканчиваете играть за обе команды и отправляемся в Европу?

Нет? Да, вы правы. Ещё существует проблема, о которой сторонники европейской интеграции будут помнить всегда: Приднестровье. Даже последний доклад центра Stratfor, который я уже упоминал, говорит, что «контроль России над приднестровским регионом является одним из факторов, который воспрепятствует сближению Молдовы и Запада…».

И тогда возникает вопрос и к ЕС и США: зачем располагать нас на первых местах в рейтингах, если всё равно первостепенная проблема это Приднестровье? Может хотя бы здесь мы будем идти политикой «маленьких шагов» - сначала на «правом берегу», а затем и на «левом»? И тогда расхождения во мнениях в руководстве страны больше не будет. Иначе быть не может. Либо мы придерживаемся «национальной идеи», объявленной президентом, либо зачем нам тогда это правительство и парламент.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей