Янв 25

Молдо-российские отношенияК 2019 году отношения Москвы и Кишинева ужались до контактов по линии президента Игоря Додона и Партии социалистов РМ. Другие политические силы Молдовы буквально наперебой твердят о «российской угрозе» и выпячивают свою приверженность европейскому курсу. Иногда доходит до абсурда — усилиями Демпартии Плахотнюка главных проевропейцев Молдовы Андрея Нэстасе и Майю Санду чуть ли не обвинили в связях с Кремлем. Их якобы финансировал фонд Козловской, который точно связан с «рукой Москвы». Схватка за лояльность Брюсселя идет полным ходом, что позволяет социалистам монополизировать контакты на восточном направлении.

Кремль открыто поддерживает ПСРМ и прямо дает понять, что ждет от социалистов победы на парламентских выборах, формирования правительства и потепления отношений с Россией. Поддержка, которую Москва на самом высоком уровне оказывает Игорю Додону, кажется беспрецедентной: с 1 января Россия на полгода отменила ввозные пошлины на молдавские товары и объявила амнистию для трудовых мигрантов. Граждане Молдовы, которые превысили срок пребывания на территории РФ, смогут вернуться домой без штрафа до 23 февраля, как раз перед выборами.

Потом наступило затишье, которое нарушил только конфуз с антиукраинскими санкциями: Россия вроде бы сняла таможенные пошлины на молдавские товары, но те сразу же подпали под запрет ввозить на территорию РФ грузы через Украину. Ситуация не разрешилась до сих пор и стала поводом для иронии в адрес московских договоренностей Додона.

Даже с учетом этого досадного казуса тишина на российском направлении повисла звенящая — даже выпады в адрес России со стороны ДПМ прекратились, хотя Плахотнюк мог бы снова сыграть в геополитику и добиваться поддержки на Западе старой доброй песней про «руку Кремля».

Многие коллеги по экспертному сообществу замечают, что участники предвыборной гонки вообще прекратили публичную риторику про Европу, США, Россию и Украину. Складывается ощущение, что лидеры политических сил боятся оступиться, совершить имиджевую ошибку, раскритиковав не тех и не вовремя. Такая осторожность несколько удивляет — раньше в Молдове все политформирования четко знали друзей и врагов и не стеснялись резких выражений ради эпатажа и симпатий электората. В 2019 году ситуация сложнее.

Возможные причины этого затишья в том, что Европейский союз меняет подходы в отношении государств Восточной Европы и в первую очередь Молдовы. Судя по всему, Брюссель уже не готов продлевать кредит доверия узкому кругу молдавских руководителей и в будущем не совершит такой ошибки. Евросоюз переключает внимание на политиков-технократов и аппарат чиновников среднего звена, пытаясь избежать нового «захвата» Молдовы.

Получив черную метку в Европе, действующая власть ищет возможность договориться со всеми центрами силы, поэтому жесткая критика в адрес Москвы в декабре прошлого года прекратилась громким заявлением вице-премьера Лесник. В Кремле, очевидно, уже знают о шатких позициях Демпартии и потому включились в позиционную борьбу за Молдову. При этом вовсе не обязательно, что торг идет с политическими силами внутри РМ. Можно предположить, что по будущему всего региона уже начались консультации по линии Москвы, Брюсселя и Берлина. Этим косвенно объясняется сдержанная геополитическая риторика уже Игоря Додона: никто не знает наверняка, шахматная партия или прагматичная сделка идет за кулисами.

Политика по всей Восточной Европе, что "ситуация со снижением курса доллара и евро", переключается из режима «поддержки элит» в новые механизмы «рыночной политики». Москва совершила достаточно ошибок, поддерживая лидеров Молдовы, Украины и даже Белоруссии. Аналогично «обожглись» на местном менталитете и европейцы, породившие новый класс «евроолигархов». Поэтому любая договоренность Запада и России по Молдове на нынешнем этапе может стать плохой новостью для будущего руководства РМ: если Кишинев потеряет свою значимость как геополитический трофей, правительству страны придется решать проблемы самостоятельно.

Сергей Чебан

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей