июля 15

Андрей Сафонов Одной из самых интересных и самобытных стран социализма являлась Народная Социалистическая Республика Албания. Кое-что из её опыта могло бы быть интересно для Приднестровья, отстаивающего свою независимость и пытающегося сохранить отечественное производство.

Страна орлов, устоявшая среди бурь

В 1944 году армия из албанских партизан, руководимых коммунистами во главе с Энвером Ходжей (1908-1985), освободила страну от фашистов. Красная Армия и войска западных союзников в боях на территории Албании не участвовали.

В ноябре 1944 года, после освобождения страны и её столицы Тираны, Энвер Ходжа и руководимая им Коммунистическая партия (позднее Албанская Партия Труда) встали во главе Албании. Маленькое государство очутилось в эпицентре больших противоречий. Во второй половине 1940-х годов белградский руководитель Иосип Броз Тито, лелеявший мечту о создании региональной сверхдержавы в лице т.н. «Балканской федерации», повёл работу по включению в состав Югославии Болгарии и Албании. Энвер Ходжа, у которого были прекрасные отношения с вождём СССР Иосифом Сталиным, отстоял независимость своей страны. Не смог Тито и Болгарию подчинить, а вскоре он законфликтовал с Москвой, что поставило крест на его масштабных планах.

Известно, что в 1961 году Албания, не воспринимавшая политику тогдашнего лидера СССР Никиты Хрущёва, «наехавшего» на спасителя албанской независимости Сталина, разорвала дипломатические отношения с Советским Союзом и переориентировалась на Китай, руководимый тогда Мао Цзэдуном. Мастерски играя на советско-китайских противоречиях, Албания, ранее получавшая экономическую помощь от Советского Союза, стала получать её в ещё больших объёмах от Китайской Народной Республики. Например, по данным английской газеты «Файнэншл таймс» от 12 декабря 1969 года, Китай только в 1969 году предоставил Албании кредиты в 200 миллионов долларов (а «бакс»-69 – это тебе не «бакс»-2014!). Учтём при этом, что за 1961-1968 годы Китай предоставил Албании помощь на общую сумму в 350 миллионов долларов! Тогда Китай только начинал поиск союзников в Европе, чем Албания вновь мастерски воспользовалась.

Итак, в 1971 году на КНР приходилось до 70% внешней торговли Албании.

Но в 1976 году умер Мао Цзэдун. С новыми руководителями Пекина у Энвера Ходжи и его команды возникли серьёзные разногласия, о которых надо писать особо. Мы лишь отметим, что в 1978 году это привело к фактическому разрыву отношений с Китаем, после чего Албания перешла к политике опоры на собственные силы. По мнению многих исследователей, в 1978-1990 годах наступает период «абсолютной изоляции» социалистической Албании, которая «отгородилась как от Запада, так и от Востока».

Так или иначе, но, работая очень активно в сфере дипломатии и развивая экономику, руководство этой маленькой и, к окончанию Второй Мировой войны самой отсталой страны Европы, смогло отстоять независимость Албании последовательно в отношениях с Югославией, СССР и Китаем!

Недаром Албания переводится как «страна орлов»!

Жить стало лучше, жить стали больше

Но была ли Албания при Энвере Ходже и в первые годы после его смерти (он умер в апреле 1985 года и, к счастью, не увидел позорной «перестройки» Горбачёва) действительно полностью изолированной страной?

Нет! Экономическое и научно-техническое сотрудничество Народной (с 1976 года Народной Социалистической) Республики Албании с внешним миром не прекращалось ни на один день. Да, политический режим в НСРА был не самым мягким. Да, были там и экономические ограничения (например, автомобили не находились в личной собственности граждан). Но в стране, где с момента провозглашения в 1912 году независимости и до 1944 года не было, по сути, промышленности, создалась довольно мощная индустриальная база. Страна также полностью обеспечивала себя собственным продовольствием. Даже «демократические» СМИ не спешат сообщать об албанском «голодоморе»…

Вот некоторые факты. В 1950-х годах общие массы населения были неграмотны а к 1977 году в Албании царила всеобщая грамотность.

К 1944 году албанская нация была под угрозой вымирания и исчезновения. В социалистические годы Албании удалось поднять рождаемость до самого высокого уровня в Европе (33 чел на 1 тыс.), а смертность опустить до самого низкого уровня (6 чел на 1 тыс.). В 1945 в стране проживал 1115 тыс. человек, в 1989 – свыше 3-х миллионов человек. Естественный прирост в период с 1975 по 1987 составлял 2,2% в год. Этот и есть тот самый рекордно высокий показатель для всей Европы - результат снижения смертности, особенно детской, тогда как рождаемость оставалась довольно высокой.

В 1930 в городах с числом жителей более 5000 проживало всего 14,5% населения. В 1950 этот показатель вырос до 20%, а в 1985 - до 34%.

Развивалась в маленькой стране своя кинематография на базе студии «Новая Албания».К началу 1990-х кинематографистами Албании снято около 200 художественных фильмов различного жанра – от исторических эпопей до детского и семейного кино. В конце 1980-х в Албании насчитывалось более 450 кинотеатров.

Как и за что платили в Албании

К 1985 году (смерть Энвера Ходжи) среднемесячная зарплата рабочих и служащих составляла 730—750 леков. При этом плата за квартиру, построенную в госсекторе, составляла 10-15 леков, в кооперативном секторе — 25-30 леков. Это, если перевести на советские «брежневские» деньги, внешне немного: порядка, по данным некоторых экономистов, 65-70 советских рублей. Но, при тамошней системе соцзащиты, ты платил за госквартиру где-то 1 рубль 70 копеек, а за кооперативную – 2 рубля 20 копеек. Упор, таким образом, делался не столько на рост зарплат, сколько на систему социальных льгот. При таком соотношении зарплат и коммунальных тарифов – жить можно.

Проработавшие на одном предприятии не менее 15 лет имели право на ежегодную бесплатную путевку на курорты (с 50-%-й скидкой членам семьи), оплачивали только 50% стоимости лекарств; цены на медикаменты снижались один раз в 3-4 года. Снижения объясняют сохранением элементов сталинской экономической системы, когда в СССР в 1946-1953 годах практиковались ежегодные снижения цен.

Мужчины имели право выхода на пенсию в 65 лет; женщины — в 60 лет. У нас, в СССР, было легче: мужчины расслаблялись в 60, женщины – в 55…

В случае кончины одного из супругов членам семьи в течение года выплачивалась ежемесячная зарплата (или пенсия) умершего. При рождении первого ребенка женщина получала 10-%-ю прибавку к зарплате, второго — 15-%-ю. При этом оплачиваемый (в сумме месячного заработка и доплат) отпуск по рождению и уходу за ребенком составлял 2 года (в том числе послеродовой — полтора года); в случае потери кормильца женщина в течение трех лет получала 125% своей зарплаты.

Конечно, было и полно проблем. А где их нет?

Упор не на сырьё, а на готовую продукцию!

За годы правления Албанской Партии Труда (1944-1991) в маленькой, во многом изолированной Албании была создана мощная для такой страны производственная база. Чем-то это похоже на ПМР, хотя Приднестровье не является социалистическим государством, да и времена теперь абсолютно другие.

Например, в городе Эльбасане был создан металлургический комбинат под названием «Сталь партии», на котором в его лучшие времена работало 10 тысяч человек (на Рыбницком ММЗ в период его расцвета – 5 тысяч с небольшим).

Или вот ещё. В Албании телевизоры начали выпускать в 1960-х годах в городе Дуррес, на заводе «Uzina e Radio – Televizoreve» (URT).
Кинескопы, по данным ряда авторов, использовались в основном югославские. Первыми телевизорами были черно-белые «Iliria» («Иллирия»), в середине 1970-х новая модель «Илирии» была уже цветной. Появились и другие марки – «Butrint», «Lura». К середине 1980-х стали выпускать новую модель «Adriatik» Так же c 1960-х годов в Албании выпускали транзисторные приемники «Durres», «Iliria» и «Mimoza». На производившем их предприятии заодно выпускали стабилизаторы напряжения, электроизмерительные приборы и т.д.. При этом завод изготовлял ещё радио- и электротехнику для армии и флота.

Неплохо для страны, находящейся в «полной изоляции»!

Валовый национальный продукт в Албании в 1980-е годы рос на 10-15% в год. Вёлся курс на создание полностью самообеспечивающейся экономики, на расширение экспорта не за счет сырья, а полуфабрикатов и готовых изделий. Страна, не имевшая до середины 1970-х годов черной металлургии, стала производить более 50 видов стали и 80 — проката. Страна, не имевшая железных дорог до конца 1950-х годов, стала производить и экспортировать рельсы и некоторые виды грузовых вагонов. Электрифицированная до середины 50-х годов лишь на 20% территории за счет небольших дизельных ТЭС, Албания экспортировала электроэнергию в Болгарию, Югославию, Грецию, Румынию, располагала крупными ГЭС на Балканах, развивала биоэнергетику, геотермальную и солнечную энергетику.

В 1960-е годы был полностью отменен подоходный налог, а с 1984 года наполовину уменьшен налог на холостяков и малосемейных.

Для сегодняшней ПМР, конечно, не подойдёт следующий албанский опыт, но сам по себе он интересен: сельхозпродукты, некоторые продовольственные товары (хлеб, молочные, мясные продукты, шерсть, оливки, ягоды, чай и др.) вообще запрещено было продавать на рынках. Государство, часто повышая закупочные цены, способствовало уменьшению рыночной торговли продовольствием. Этот момент приведён с целью показать, как искался свой путь подъёма экономики и социальной защиты; путь далеко не всегда бесспорный, но люди не сидели на месте. А это главное.

Свобода пришла за многими…

В 1985 году в СССР был запущен разрушительный сценарий под названием «перестройка». Началось разрушение социалистического лагеря. И, хотя Албания держалась особняком, не контактировала с горбачёвцами, но и в этой самой загадочной балканской стране началась «борьба против тоталитарного режима, за свободу и демократию». В 1991 году была распущена Албанская партия Труда, в 1992 году местные «демократы» взяли власть.

В битве с «изоляцией от цивилизованного мира» победы были одержаны достаточно быстро: уже на рубеже 1992-1993 года, как сообщали албанские же СМИ, младенцев в родильных домах заворачивали в… газеты! Исчезли местные телевизоры и радиоприёмники, ничего не слышно об Эльбасанском комбинате, обрушилось практически всё отечественное производство. Народ принялись успокаивать: зачем нам всё это, из-за рубежа привезут всё, что надо!

Дальнейшее понятно. Множество албанцев уехало работать в Европу, причём основная масса – в Италию. И сейчас они говорят, что Албания – это «дача», куда её граждане приезжают отдохнуть от работы. Они трудятся на чужбине вместо того, чтобы вечером прийти в родной дом, к своим семьям. Путь к «демократии» увёл многих с родной земли.

Но боевой дух, закалённый в «опоре на собственные силы», всё-таки полностью не исчез у албанцев. В 1997 году народ из-за афёр финансовых пирамид потерял свои деньги. Как в бывшем СССР в 1992-м. Вот только албанцы, в отличие от советских граждан, заливавших своё горе водкой и вином на кухнях, взяли автоматы, двинулись на Тирану и свергли собственных «демократов».

Этот эпизод получил название «революции обманутых вкладчиков».

Заключение

У каждой страны свой путь, да и нельзя в одну реку войти дважды. Но если чей-то опыт может помочь нам хотя бы немного, его не грех использовать.

Андрей Сафонов, приднестровский политолог

Отзывов (4) на «Страна орлов»

  1. михаил пишет:

    Ну, Сафончик, ты даешь! Когда ты угомонишься? Акушер ,,преднестровье” ! Раньше обещал бедным ,,преднестровцам” судьбу Швейцарии но привез их в жопу. А теперь раскрываешь прелести албанской перспективы. А сам туда не хочешь ?

  2. Аноним пишет:

    В целом интересно, но к нашему случаю опыт Албании малопригоден.

  3. михаил пишет:

    Сафонов, дурачек ! Когда ты угомонишься? Есть все признаки что тебя ждет судьба Яковлева, другого акушера ,,преднестровье”, профессора, историка, специалист по колхозному праву. В своем бреду по ,,преднестровье”,СССР он совсем потерял разум. От него отказались родственники и бывший депутат Парламента оказался в спецприюте для душевных больных!

  4. Сергей пишет:

    Хорошая статья.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей