Приднестровье в XI-XV веках

В первой половине XI в. печенегов из Приднестровья начинают теснить другие тюркоязычные кочевники — торки (узы). В середине XI в. четыре округа (орды) печенегов, кочевавшие между Днестром и Днепром, распались, и самой крупной административной единицей стала считаться «часть» или «колено». Между Днепром и Дунаем на берегу Черного моря обитало 13 печенежских колен. Над ними стоял верховный военачальник — Тирах, слабый и безынициативный человек. На борьбу с Русью у печенегов уже не было сил, отдельные приднепровские роды — аилы отражали натиск новых кочевников. В 1048 г. торки вытеснили значительную часть печенегов из Днестровских земель за Дунай. Это произошло когда печенеги под предводительством кагана Тираха вторглась в пределы Византии. Но вскоре торков постигла участь печенегов. Они были вытеснены за Дунай — половцами.

Появившись впервые в XI в. в Северном Причерноморье, половцы (кыпчаки, куманы) господствовали там, вплоть до монгольского нашествия, а вся Великая Евразийская степь со второй половины XI в. в восточных источниках называется Дети-Кыпчак, т. е. Половецкая степь. С XII века половцы полностью контролируют положение и берут печенегов и торков под свой контроль. В конечном итоге кочевники смешались.

Постоянное присутствие кочевников в южной части Днестровских земель в X-XII вв. и их разорительные походы на соседние территории привели к разрушению значительного числа славянских поселений и уничтожению большого количества древне-русского населения. Из опасной зоны многие жители ушли в пределы Галицкого княжества, под его защиту.

С распадом единого Древнерусского государства Днестровские земли в определенные входили в сферу влияния Галицко-Волынского княжества. Время с середины XII века и до начала XIII в. стало временем нескончаемых междоусобиц, в результате которых в 1199 году волынский князь Роман Мстиславович объединил Галицкую и Волынскую земли в Галицко-Волынское княжество, просуществовавшее до 1352 года.

Галицко-Волынское княжество играло серьёзную политическую роль. Уровень значимости Галицко-Волынского княжества иллюстрирует тот факт, что римско-католическая церковь пыталась привлечь на свою сторону князя Романа королевским титулом. Однако, получив отрицательный ответ на предложение «Святого престола», Рим попытался уничтожить сильного соперника руками польских, венгерских или немецких феодалов. Особенностью политического строя княжества была очень сильной феодальной верхушки. Усиление боярской власти приводило к напряженным отношениям внутри княжества, зачастую перераставшим в военные столкновения. Постоянная опасность таких столкновений стала причиной появления так называемых «галицких выгонцев» — беженцев из Галицкой Руси, которые оседали в уже обжитых ранее Днестровских землях. В основном, это были крестьяне, но были среди них и знатные роды, изгнанные Романом Мстиславовичем.

Вначале XIII века на смену половцам из прикаспийских степей на Русь пришла новая опасность. Монгольская конница, завоевав Среднюю Азию, покорила Северный Иран, прошла на Северный Кавказ. В причерноморских степях монголы разгромили половцев. Половцы теряют свою самостоятельность. Половецкий хан Катян бежал в Приднепровье и обратился за помощью к Мстиславу, княжившему в Галиче. Князь Мстислав вместе с князьями киевским, волынским, черниговским и смоленским двинулся в поход против нового врага, на этот раз в союзе с половцами. Галичане и волынцы пришли каждый со своим князем, а затем, соединившись с другими русскими воинами. Вместе с Галицким войском в походе принимали участие и галицкие «выгонцы» - боярские роды Домамиричей и Кормиличичей, изгнанные князем Романом Мстиславовичем в Галицкое Понизье (среднее течение Днестра). Юрий Домамирич и Держикрай Владиславич стояли во главе тех, кто спустился на ладьях по Днестру. Галицко-Волынская летопись об этом говорит так: «...Галичане и волынцы пришли каждый со своим князем. А куряне, трубчане и путивльцы, каждый со своим князем, пришли на конях. Изгнанники Галицкие прошли по Днестру и вышли в море, у них была тысяча лодок, - вошли в Днепр, поднялись до порогов и стали у реки Хортицы на броде у быстрины. С ними был Юрий Домамирич и Держикрай Владиславич»

Страницы: 1 2 3