Ноя 18

Флаг МолдовыВ Республике Молдова сегодня, по разным оценкам, около 50% граждан выступают за развитие связей с Россией и, в целом, с Евразийским союзом. Это, конечно, очень значительное число людей, они же избиратели, а потому за их голоса упорно борются самые различные партии.

Кто же они, эти люди – «евразийцы»? Как понимают они идею евразийства? Чего ожидают они от реализации планов интеграции Республики Молдова с Таможенным союзом, а в дальнейшем и с Евразийским экономически союзом?

На первый взгляд, для получения более-менее чёткого ответа на этот вопрос необходимо провести серьезное социологическое исследование, и уж потом, на его основе, делать какие-то конкретные выводы и заключения.

Однако, с другой стороны, совершенно очевидно, что такое исследование покажет лишь возраст, пол, образование, национальность, профессиональный статус опрашиваемых граждан, но вряд ли поможет выявить и точно определить мотивацию их евразийского выбора.

Вся сложность этой проблемы заключается в том, что каждый из них опирается в куда большей степени на свои личные эмоции, чем на здравый смысл. Впрочем, чтобы не погрешить против истины, должен признать, что это же касается и мотивации сторонников европейского выбора.

Для себя лично я определил несколько основных категорий сторонников евразийского выбора.

Во-первых, это люди, которые по-прежнему считают, что СССР сохранился, но теперь он просто называется Россией, как это было до образования Советского Союза.

Для этих людей Родина – это по-прежнему только Россия, а Республика Молдова – лишь место проживания. Поэтому для них первичны интересы именно России, в то время как интересы Республики Молдова - вторичны. Они мыслят так: что будет хорошо для России, то будет хорошо и для Молдовы.

Среди этих людей много русскоязычных. Причём это не только русские, но и украинцы, белорусы, а также гагаузы, болгары. Есть среди них и немало молдаван.

Как правило, эти люди достаточно агрессивно настроены против Европы и США. Они убеждены в том, что всё мировое зло идёт исключительно с Запада, и только сближение с Россией, с Таможенным союзом, а в перспективе с Евразийским экономическим союзом может спасти Республику Молдова от него.

Мне сложно сейчас точно сказать, каков их процент от общей численности евразийцев. Но, думаю, их достаточно много. На выборах они поддержат те партии, которые будут выступать как активные сторонники сближения с Россией и позиционировать себя как агрессивные антизападники.

Есть много свидетельств того, что в России открыто симпатизируют именно этой категории граждан Республики Молдова. С ними предпочитают налаживать связи российские политики, общественные деятели, разного рода организации.

В то же время, надо признать, что лидеры этого направления, как правило, в самой Молдове не пользуются популярностью. Точнее говоря, имеют достаточно негативный имидж. Особенно среди представителей титульной нации. Впрочем, россиян это мало волнует.

Во-вторых, это те граждане, которые на первое место ставят интересы Республики Молдова, но при этом убеждены, что они могут быть реализованы в полной мере только в союзе с Россией, при участии в таких интеграционных проектах, как Таможенный союз, а впоследствии - Евразийский экономический союз.

Они твёрдо убеждены в том, что только развитие связей на Востоке реально укрепляет молдавскую независимую и суверенную государственность, наиболее эффективно способствует реинтеграции страны.

В этой категории евразийцев есть и русскоязычные, но большинство составляют всё-таки молдаване, убежденные в том, что «свет в Молдову идет с Востока».

Они признают, что процесс евразийский интеграции очень сложный, а путь её тернист, но твёрдо уверены в том, что у неё есть перспектива. В то же время их пугает и настораживает желание России собрать в Евразийском экономическом союзе некий «большой колхоз» за счёт приглашения к участию в нём всех желающих, так как наглядный опыт расширения ЕС доказывает, насколько это опасно.

В евразийской модели интеграции они на первый план ставят развитие кооперационных связей, сложение усилий для реализации общих значимых проектов в области экономики, социальной сферы.

Эти люди, конечно, не является непримиримыми противниками налаживания Молдовой любых связей с ЕС, но они всё же достаточно критически относятся к перспективе её европейского интеграционного выбора, хотя и видят в свободной торговле, безвизовом режиме, сотрудничестве в различных областях с ЕС больше пользы, чем вреда.

Главной опасностью для Молдовы они считают слишком жёсткое противостояние местных сторонников и противников «западной» и «восточной» интеграционных моделей и, как следствие, превращение страны в арену противоборства Запада и Востока.

Следует признать, что сама Россия этой категории молдавских граждан не слишком доверяет, полагая, что с ними очень сложно работать, так как их постоянно нужно в чём-то убеждать, надо что-то им доказывать.

На эту категорию электората, скорее всего, будут опираться те партии, которые считают интеграционный выбор Молдовы не панацеей от всех бед, а лишь дополнительным механизмом для более эффективного решения имеющихся в стране проблем.

В-третьих, это так называемые «халявщики», то есть люди, которые надеются, что Молдова, сделав евразийский выбор, будет жить припеваючи за счет дешевого российского газа, а любые её товары на ура пойдут в России.

Их мотив бесхитростен, но при этом весьма лукав: дескать, раз мы, молдаване, любим Россию, хотим в ТС и ЕЭС, то пусть и они нас за это любят и, самое главное, пусть платят за нашу любовь.

К счастью, «халявщиков» в Молдове не слишком много, но они всё-таки есть. Они, судя по всему, станут электоратом тех местных партий, которые пообещают за счет выбора в пользу евразийской интеграции много «халявы» для Молдовы на Востоке.

Впрочем, я думаю, что всё сказанное выше вполне можно отнести и для обозначения основных категорий сторонников евроинтеграции Молдовы, только в этом случае, естественно, их геополитический ориентир будет находиться на Западе, а не на Востоке.

Исходя из этого, следует объективно признать, что, независимо от нашего желания или нежелания, будущие парламентские выборы в Республике Молдова поставят перед электоратом сложную задачу не только и не столько выбора тех или иных политических сил, которые предлагают свои варианты решения экономических и социальных проблем, но, прежде всего, выбора интеграционного вектора страны. 30 ноября 2014 года граждане Молдовы будут голосовать не столько за те или иные партии, сколько за выбор между ЕС и ТС.

Именно это станет главной и определяющей темой предстоящей избирательной кампании. Очевидно, что большинство молдавских граждан проголосуют за те партии, которые наиболее активно и убедительно будут продвигать и защищать тот или иной интеграционный выбор. А уже после выборов победители сосредоточатся на решении имеющихся в стране проблем. Во всяком случае, хочется думать, что всё будет именно так.

Виталий Андриевский, кишиневский политический аналитик

Отзывов (2) на «Евразийство»

  1. керя пишет:

    какие нахрен эмоции ?? люди едут на заработки что бы прокормить семью . едут в рф и европу . где лучше , я работал в москве и мне люди с молдовы говарили что седят они в италии без работы а в москве свои 30-50 тыс руб. имеют . а как вы думаете зачем они едут на заробатки , и хотят ли они что бы в рф к ним относились нормально ????? рф не продолжитель (континуитет) ссср , а правоприемник ( Правопреемство — переход прав и обязанностей от одного субъекта права к другому. В международном праве правопреемство — переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому, обычно — от государства к государству.) . поэтому ошибочно пологать что рф это ссср . и проевропейское или азиатское направление страны надо выбирать народу , т.е. референдум .

  2. Гондвана пишет:

    Кожний гадає по своєму. І до кожної категорії намагаються підібрати свій особливий ключик…
    Правда ж полягає у тому, що азіопство (яке його адепти з маркетингових міркувань намагаються подавати публіці як “євразійство”) є надзвичайно реакційною та небезпечною ідеологічною доктриною, хоч його автори і намагаються це приховати за популістськими гаслами.
    Приблизно ж такою доктриною у Москві століття тому був більшовизм. Тож можна вважати, що історія, в певному сенсі, повторюється. І практичні наслідки азіопства можуть опинитися такими ж трагічними, як і наслідки більшовизму.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей