июня 15

Вадим, Виталий, Константин и Иван с малых лет воспитывались в Оргейском доме-интернате для умственно отсталых детей. Теперь они – взрослые люди; им от 20 до 38 лет. Молодые люди страдают легкой степенью умственной отсталости. В октябре 2011 года они переехали в предоставленное им местной социальной службой жилье. Отметим, что социальная услуга «Защищенное жилье» рассчитана для взрослых с легкой степенью умственной отсталости, которые довольно самостоятельны и могут легко интегрироваться в общество. Ни у одного из этих молодых людей нет паспортов, поэтому еще в январе они обратились в Отдел учета и документирования населения для оформления необходимых документов. Однако местные служащие отказали им в выдаче паспортов, сославшись на их болезнь. По словам Вадима, когда они впервые пришли в Отдел учета и документирования населения, сотрудница приемного «окошка» встретила их отказом. «Мы пошли только узнать, какие документы необходимо подготовить для оформления паспортов. Она, однако, заявила, что мы не можем оформить эти документы, так как мы из интерната и это видно», – рассказывает парень.

Его брат Виталий утверждает, что сотрудница даже поинтересовалась, грамотны ли они. «Она спросила нас, умеем ли мы читать и считать», – говорит юноша.

Социальный ассистент Оргейской службы «Защищенное жилье» Иван Дигорь один из тех, кто помогает парням в их повседневной деятельности. По его словам, в Отделе учета и документирования населения парням заявили: они смогут получить паспорта, когда у них будет законный представитель, который может принимать решения за них.

Мы попытались выяснить причины отказа и обратились к инспектору городского Отдела учета и документирования населения Лидии Догот, которая устно отказала парням в приеме документов. Она, однако, не согласилась побеседовать с нашим репортером. «Их случай особенный. Я им сказала то, что написано в законе. Не хочу больше говорить об этом. Начальница все вам объяснит», – сказала она.

В свою очередь, начальник Отдела учета и документирования населения Алла Штирбате утверждает, что парни страдают серьезной формой умственной отсталости. «По медицинскому диагнозу они недееспособны. Поэтому мы потребовали, чтобы их представлял законный представитель, действующий от их имени. Из разговора с этими молодыми людьми мы поняли, что они не в состоянии объяснить, зачем им паспорта. Видно, что они умственно отсталые», – отметила Алла Штирбате.

По словам юриста Ассоциации Keystone Human Services International Moldova Элеоноры Андриуцэ, это – явный случай дискриминации; парни имеют право на оформление удостоверений личности. «Недееспособность любого физического лица устанавливается исключительно постановлением судебной инстанции. Особая отметка в медицинской карточке либо любой другой справке не служит основанием для отказа в оформлении паспортов», – пояснила она. Юрист также утверждает, что пока нет постановления судебной инстанции насчет недееспособности этих молодых людей, им не нужен законный представитель, действующий от их имени.

В свою очередь, руководитель Управления политики социальной защиты лиц с ограниченными возможностями Министерства труда, социальной защиты и семьи Молдовы Василий Кушка тоже утверждает, что у этих парней есть право на оформление паспорта, независимо от их степени инвалидности. «В медицинской справке указана только степень инвалидности, но нет никаких отметок насчет заболевания. Могу предположить, что представители городского Отдела учета и документирования населения руководствовались только тем, как выглядят физически эти люди. Пока парни не лишены дееспособности, они вправе и вполне способны оформить документы», – говорит Василий Кушка.

Такого же мнения придерживается и заместитель начальника Управления учета лиц и гражданства Государственного предприятия «Registru» Александр Дони. «В таком случае, госслужащему необходимо выяснить, существует ли судебное постановление, признающее лицо недееспособным в силу своих ограниченных возможностей. Если такое постановление существует, тогда у лица с ограниченными возможностями должен быть законный представитель, но если такого постановления нет, тогда у соответствующего заявителя есть право на оформление паспорта, и госслужащий не может чинить ему никаких препятствий», – поясняет Александр Дони.

По словам вице-председателя Центра юридической помощи лицам с ограниченными возможностями Ивана Чиботэрикэ, в Молдове лица с умственными и физическими возможностями часто подвергаются дискриминации со стороны госслужащих. Действующее законодательство нашей страны в области правоспособности/опеки не соответствует европейским стандартам. На основании ст. 24 Гражданского кодекса Молдовы лица с ограниченными умственными возможностями могут быть признаны недееспособными», – поясняет он, – но эта норма ГК противоречит Европейской конвенции о правах человека, которая гласит, что по всем аспектам жизни лица с ограниченными возможностями имеют одинаковую правоспособность с другими лицами.

Лилия Захария

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей