Авг 10

Предприниматели не разделяют восторга молдавских и европейских властей по поводу создания в Молдове, включая Приднестровье, зоны свободной торговли с ЕС.

Но если на правобережье Днестра они относятся к «зоне» с молчаливым согласием, не зная, чего ожидать, то приднестровские бизнесмены категоричнее заявляют, что она им не нужна. Лучше Таможенный союз, ненавистный западным друзьям Кишинева.

В молдавской прессе много внимания уделяется интеграции Молдовы в Европу, соглашениям об ассоциировании и зоне свободной торговли, которые якобы сдружат граждан нашей страны и европейцев. И часто забывается о том, как курс на Европу соотносится с воссоединением страны. С точки зрения Кишинева, конечно, нет смысла спрашивать мнения у субъекта страны, приднестровского региона, но, учитывая специфику этого субъекта, можно было бы рассмотреть и их интересы на переговорах о свободной торговле. Хотя бы чтобы не наращивать напряжение между Кишиневом и Тирасполем.

Если прислушаться, Приднестровье не хочет ни евроинтегрироваться, ни вступать в европейские зоны свободной торговли (ЗСТ). Перспектива пасть под ударом более конкурентоспособной продукции из Европы не прельщает приднестровских бизнесменов. Если уж куда-то и вступать, многие из них выбирают Евразийский союз (ЕврАзЭС) с Россией, Белоруссией и Казахстаном. А он автоматически исключит любое углубленное экономическое сотрудничество с ЕС, как отметил не так давно посол ЕС в Молдове Дирк Шубель.

В июне в Торгово-промышленной палате (ТПП) Приднестровья состоялся семинар, на котором приднестровские предприниматели пришли к выводу, что им невыгодно вступать в зону свободной торговли с ЕС. С Европой ПМР торгует меньше, чем с СНГ. По данным бизнесменов, в европейские страны они вывозят 35% всего экспорта, тогда как в СНГ – все 65%. Лучше уж развивать связи с Таможенным союзом, рассудили они.

Вице-президент тираспольской ТПП Юрий Ганин признает, что свободная торговля со странами ЕС позволит укрепиться отечественным экспортерам на их рынке, могут прийти инвестиции и новые технологии. Но условия ЗСТ не учитывают интересов Левобережья и особенностей его экономики. По словам Ганина, на двух берегах Днестра разные уклоны промышленности: «у Молдовы вино и овощи, а у нас – металлургическое, электротехническое, машиностроительное, текстильное производство».

Другая точка зрения, говорящая против подключения ПМР к ЗСТ, заключается в том, что ПМР может оказаться в изоляции. Об этом не так давно заявил советник в приднестровском внешнеполитическом ведомстве А. Стецюк. По его словам, Украина уже парафировала соглашение о ЗСТ с Брюсселем, а Кишинев планирует подписать его к сентябрю 2013 года. Стецюк опасается, что между формирующимися свободными торговыми экономическими зонами Приднестровье станет своего рода анклавом, что заставляет Тирасполь искать «механизмы проведения самостоятельной внешнеэкономической деятельности», которые нейтрализовали бы такую торгово-экономическую изоляцию ПМР.

Несмотря на то что экспертное сообщество в Приднестровье высказалось категорично, Кишинев пригласил представителя Тирасполя на переговоры о ЗСТ в качестве наблюдателя. Дискуссии на этих переговорах и еще при их подготовке велись довольно жаркие и не раз заходили в тупик как раз по вопросу условий ЗСТ и их выполнения в приднестровском регионе.

Переговорщик от ЕС Люк Девинь, директор департамента торговли Еврокомиссии, заявил после первого раунда переговоров этой весной, что на ПМР условия ЗСТ будут распространяться так же, как на всю остальную Молдову. Он напомнил, что уже существует механизм для признания сертификатов происхождения, выданных молдавскими властями для приднестровских товаров, и Брюссель не намерен его менять.

Невзирая на это, молдавские эксперты слабо себе представляют, как будут подключены к «зоне» предприниматели с левобережья Днестра. Более того, они не до конца понимают, как все будет работать здесь, на правом берегу. По мнению эксперта IDIS Viitorul Иона Торня, скорее всего, несмотря на заверения той и другой переговорной стороны об обратном, на Приднестровье ЗСТ распространяться практически не будет.

Возможно, тем лучше для них, потому что ЗСТ поставит крест на экономике Молдовы – ЕС задавит ее если не своими мощностями, то навязанными стандартами.

Сокращение пошлин на импорт, уменьшение поступлений в бюджет от таможни, вытеснение с внутреннего рынка автохтонной продукции импортными товарами – это только некоторые из последствий, которые повлечет за собой вступление Молдовы в ЗСТ. Чего еще опасаться предпринимателям Кишинева и Тирасполя от зоны свободной торговли?

Румынский экономический аналитик Дан Попа рассказал, чем обернулось для Румынии вступление в общий рынок с Евросоюзом после ее вхождения в «семью» ЕС. Пришли новые, иностранные компании, многие местные умерли. Особенно пострадали производство продуктов питания и строительная отрасль. В сельском хозяйстве начались спекулятивные инвестиции. Импорт вырос, экспорт – меньше. Резко упала торговля с Россией. С другой стороны, выжившие местные компании научились дисциплине и работать, как это принято в Европе: например, не воровать. «И теперь мы уже не третьесортная экономика», ― заключил эксперт.

Однако, независимо от эффекта ЗСТ, если Приднестровье окончательно откажется присоединяться к «зоне», можно с уверенностью сказать, что это станет очередным источником напряженности между Кишиневом и Тирасполем. Преобразит ЗСТ молдавскую экономику до евроконкурентного уровня или же, наоборот, добьет, задавив производительностью и качеством, в обоих случаях предприниматели ПМР, похоже, останутся в стороне и будут смотреть на своих коллег из Правобережья, в первом случае, с завистью, во втором – с усмешкой. И то, и другое усилит непонимание между двумя берегами. Единственный способ сохранить какие-то перспективы на реинтеграцию ― вместе входить в ЗСТ или же вместе в нее не входить.

Захар Корецкий

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей