Окт 17

Сегодня ряд категорий граждан республики обладает правом бесплатного проезда в общественном городском и междугороднем транспорте (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты и проч.); еще ряд категорий (студенты и школьники, в частности) имеют право на 50-процентную льготу на проезд.

Минфин предложил монетизировать данные льготы: вместо бесплатного проезда, гарантированного всем пенсионерам и прочим льготным категориям граждан республики, предлагается ввести с 1 января 2013 года определенную доплату к пенсии, которую пенсионер по своему усмотрению может потратить либо на проезд, либо, если он не пользуется общественным транспортом, на другие нужды. Студентам же и солдатам-срочникам льгота на проезд с 1 января, согласно предложениям по монетизации, будет заморожена, т.е. приостановлена.

Изначально минфин предложил установить доплату к пенсиям для всех приднестровских пенсионеров в размере 10 рублей ежемесячно. Это вызвало бурю протеста со стороны пенсионеров, регулярно прибегающих к услугам городского транспорта. И если с необходимостью монетизации льгот многие из них соглашались, то размер предложенной суммы не устраивал практически никого. В СМИ стали поступать десятки писем и звонков возмущенных граждан, эта тема активно обсуждалась в Интернете. Минфин не оставил реакцию населения без внимания и пересмотрел первоначальный вариант.

Каковы окончательные предложения минфина по грядущей монетизации? Что выиграют люди, а что государство в результате этих нововведений? Остановится ли государство на монетизации льгот на транспорт или это начало серьезной реформы по всем льготам? На эти вопросы ответила министр финансов Елена Гиржул.

- Елена Георгиевна, почему правительством принято такое решение – провести монетизацию льгот на проезд в общественном транспорте? Для экономии бюджетных средств?

Елена Гиржул: В бюджете республики есть определенная сумма средств, которая предназначалась на покрытие расходов транспортных предприятий; часть нагрузки по возмещению этих расходов несли и местные бюджеты. Не все граждане пользуются предоставляемой льготой, расходы достаточно непрозрачны, особенно это касается междугородних маршрутных такси – мы не можем отследить, сколько на самом деле льготников проехало.

Что касается городского транспорта: мы не полностью финансируем транспортные предприятия – т.е. не из расчета, сколько пенсионеров потенциально пользуется услугами общественного транспорта, потому что это огромные суммы, а только на покрытие их убытков. Троллейбусные управления из-за данных льгот вообще не развиваются. Если все будут платить за проезд, у этих предприятий появится шанс на окупаемость. Помимо этого, в следующем году, кроме Тирасполя и Днестровска, все остальные города и районы ПМР – дотационные. Сколько они смогут еще дополнительно направлять средств на покрытие убытков транспортным предприятиям – неизвестно.

Поэтому и встал вопрос о целесообразности таких расходов и, как следствие, возникла идея провести монетизацию льгот. Бюджету от такой меры особой помощи не будет, тем более что мы выделили даже дополнительные средства помимо тех, на которые изначально рассчитывали.

- Изначально речь шла о 10 рублях ежемесячной доплаты к пенсиям. На какой сумме остановились в итоговом проекте бюджета?

Елена Гиржул: В ходе обсуждения этого вопроса мы рассматривали различные варианты, в итоге остановились на следующем: 34 рубля в месяц для неработающих пенсионеров. Исходили из того, что у работающих пенсионеров есть дополнительный источник дохода, и порой их совокупный доход превышает заработную плату бюджетников, которые вообще не имеют никаких льгот. Также доплату получат неработающие инвалиды I и II группы и дети-инвалиды до 18 лет. Всего на данные цели мы выделили из бюджета около 42 миллионов рублей.

- Будет ли эта доплата касаться всех неработающих пенсионеров – т.е. не только жителей Тирасполя и Бендер, где есть общественный электротранспорт, но и жителей других городов республики, сёл?

Елена Гиржул: Да, это будет касаться всех пенсионеров республики – по закону, льготы на проезд есть и у городских, и у сельских жителей – в том же пригородном и междугороднем транспорте (при поездках на расстояние до 50 км). Если уж делать монетизацию льгот на транспорт – то полностью, в комплексе, потому что делать её частично, я считаю, несправедливо.

- А как быть студентам, солдатам-срочникам, льготы которым вообще замораживаются с 1 января? Если солдаты пользуются общественным транспортом редко – только в те дни, когда получают увольнительные, то студентам приходится к месту учебы ездить каждый день, и 50-процентная льгота здорово выручала бюджет их семей…

Елена Гиржул: Поскольку солдаты срочной службы находятся на полном обеспечении государства, мы предусматриваем выделить часть средств министерству обороны – на закупку определенного количества проездных, которые будут выдаваться солдатам на период увольнительных.

Что касается студентов, здесь ситуация сложнее. Если пенсионерам можно одновременно с пенсией выплатить дополнительные средства, то студентам не получится: даже не все студенты-бюджетники получают стипендию – только те, у кого хорошая успеваемость, кроме того, многие учатся на договорной основе, а льготами на проезд ведь пользуются все. Кроме того, бюджет не в состоянии всем студентам предоставлять дотации. Поэтому мы предложили местным органам власти на свое усмотрение, за счет собственных средств, предоставлять студентам дополнительные льготы.

- Предстоящая монетизация льгот на проезд – это начало большой реформы, которая затронет все виды льгот, или единичная мера?

Елена Гиржул: Мы предполагаем реформу всех видов льгот, и монетизация льгот на транспорт – только первый шаг. Надо с чего-то начинать… Мы уже обговаривали весной возможность монетизации льгот в республике, но тогда решение так и не было принято.

Жанна Мязина

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей