Обоснования суверенитета ПМР
Распад Советского Союза, Югославии и Чехословакии привел к глобальному административно-территориальному переустройству Европы и появлению на ее карте новых государств. Часть их почти сразу же была международно признана, другие до сих пор упоминаются как «самопровозглашенные». Нетрудно заметить, что касается это стран, не имевших статуса полноправных субъектов федераций, в которые они ранее входили. Тем самым мировое сообщество молчаливо соглашается с творцами конституций тех режимов, которые само признало тоталитарными. Получается, если коммунистический диктатор Сталин решил, что Грузия имеет право на выход из СССР, а Абхазия нет, то его решение до сих пор священно для демократических международных организаций.
В правящих кругах Молдовы активно пропагандируется точка зрения, согласно которой право на суверенитет имеют не только союзные, но и автономные республики СССР и СФРЮ, однако ПМР независимой быть все равно не может, поскольку, в отличие от Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Косово, она не имела и автономного статуса. Подобный взгляд, по меньшей мере, неоснователен после международного признания Бангладеша и Эритреи, до того не имевших и подобия автономии в составе соответственно Пакистана и Эфиопии. Однако противоречит он и советскому законодательству, которое мировое сообщество неявно, но настойчиво пытается блюсти.
Статья 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» гарантировала права не только автономий, но и мест компактного проживания национальных меньшинств, не имеющих юридического статуса.
Согласно этой статье: «В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно».
Имел ли место подобный учёт общественного мнения на территории ПМР? Нет, хотя большинство населения (свыше 60%) левобережных районов Молдавской Советской Социалистической Республики и города Бендеры составляли представители этнических меньшинств, в основном русские и украинцы. Тем не менее, Кишинев демонстративно не признал результатов проводимых в Приднестровье референдумов. Мало того, при выходе самой Молдовы из состава СССР там, в отличие от Армении и Украины, референдум вообще не проводился. В то же время Приднестровье, оставаясь в правовом поле СССР, приняло участие в референдуме 17 марта 1991 года, и подавляющее большинство его населения высказалось за сохранение Союза.
Претензии Молдовы на левый берег Днестра необоснованны и с точки зрения 14-й статьи Закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Данная статья предусматривает, что «между Союзом ССР и выходящей республикой должен быть согласован статус территорий, не принадлежащих выходящей республике на момент её вступления в состав СССР». Между тем почти вся территория
ПМР, за исключением города Бендеры и нескольких сёл Слободзейского района, на момент присоединения Молдовы к СССР не входили в её состав, что не могут отрицать и в Кишиневе.
Противники самоопределения ПМР могут сказать, что вышеупомянутый закон нелегитимен, поскольку СССР не являлся правовым государством. Но и международное законодательство в данном случае не на их стороне. Ссылки на подписанный в Хельсинки «Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» 1975 года, гарантирующий неприкосновенность границ в Европе, не могут считаться основательными. В результате распада СССР, Югославии и Чехословакии, а также объединения Германии уже многократно менялись эти границы, что превратило Акт в фикцию. Немало подобных случаев отмечено и на других континентах. Мировое сообщество признало отделение Бангладеша от Пакистана в 1971 году, Эритреи от Эфиопии в 1993 году и Восточного Тимора от Индонезии в 1999 году, хотя в первом случае процессу активно способствовали Вооруженные силы Индии.
Основным документом, регулирующим проблему самоопределения народов, является «Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 года.
Раздел «Принцип равноправия и самоопределения народов» чётко формулирует, что «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение.
Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, конкретизации настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих действиях против таких насильственных мер и в сопротивлении им эти народы, добиваясь осуществления своего права на самоопределение, вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций».
Оппоненты могут сослаться на другую часть этого же раздела Декларации, гласящую: «Ничто в приведенных выше абзацах не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и вследствие этого имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи». Но насколько действующее правительство Молдовы может считаться представляющим народ Приднестровья?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос дали парламентские выборы 2004 года. Хотя как Кишинев, так и Тирасполь призывали жителей ПМР принять в них участие, правом голоса воспользовались лишь 9 тысяч человек из 555-тысячного населения республики.
Может ли население Приднестровья считаться субъектом самоопределения, то есть народом в полном смысле этого слова? Противники признания ПМР утверждают, что нет, поскольку как на левом, так и на правом берегах Днестра большинство населения составляют одни и те же этнические группы — молдаване, русские и украинцы. Однако этот тезис вряд ли основателен. На территории Европы можно наблюдать несколько устойчивых прецедентов сосуществования независимых государств схожего этнического состава. Так, с Германией соседствует суверенная Австрия, население которой также говорит на немецком языке. Сама Молдова с 1991 года сосуществует с этнически близкой Румынией, и хотя в обеих странах имеется немало сторонников объединения, вряд ли оно состоится в ближайшее время.
Беспочвенны претензии Молдовы на Приднестровье и на основании вхождения территорий обоих государств в состав Молдавской ССР в 1940–1991 годах. Аннулировав Постановление Верховного Совета СССР о создании Молдавской ССР от 2 августа 1940 года, Молдова автоматически отказалась от претензий на Левобережье Днестра, присоединенное к ней согласно именно этому постановлению.
Кроме того, срок пребывания территорий РМ и ПМР в составе Молдавской ССР по историческим меркам просто ничтожен. Австрия входила в состав Германии куда более длительный срок — с 843 по 1556 год, но сейчас является суверенным государством. (Как, кстати, и нынешняя Молдова, более четырёх столетий составлявшая общее государство с восточной Румынией.) Никто не собирается препятствовать и отделению Черногории от Сербии, хотя этнические отличия сербов и черногорцев еще меньше, чем у молдаван и румын.
Аналогичная ситуация наблюдается и на других континентах. Расположенная на северном побережье Латинской Америки Гайана населена главным образом выходцами из Индии и Африки. Тем не менее, никто не подвергает сомнению ее суверенитет ввиду того, что соседний Суринам имеет такой же состав населения, а в 1630–1667 годах вместе с Гайаной являлся британской колонией. Никто не ставит под сомнение суверенные права Алжира, Марокко и Туниса, хотя все они населены арабами и берберами и к тому же ранее входили во французскую колониальную империю. Почти не отличается от марокканского состав населения ныне оккупированной этой страной Западной Сахары, однако XVII и XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1988 году поддержали план проведения там референдума о самоопределении. Еще раньше, в 1979 году, Генеральная Ассамблея ООН признала западно-сахарский «Народный фронт освобождения Сегнет-эль-Хамра и Рио-дель-Оро» (ПОЛИСАРИО) единственным полноправным представителем населения этой территории и остается на этой позиции до сих пор.
С точки зрения международного права известно достаточно прецедентов признания независимости государства, отделившегося от страны со схожим этническим составом. В 1965 году от Малайзии (45% населения — малайцы и 38% — китайцы) отделился Сингапур (75% населения — китайцы и 14% — малайцы). Отделение было признано мировым сообществом, хотя обе части распавшейся федерации населяли одни и те же народы в разных пропорциях. Но чем подобная ситуация отличается от имевшей место в бывшей Молдавской ССР? Ничем, если вспомнить, что от республики, населённой на 65% молдаванами и на 30% славянами, отделилась территория с более чем 60% славянского населения (с учётом болгар, белорусов и поляков).
Более того, существует достаточно прецедентов, согласно которым, опираясь на волеизъявление населения ПМР, Россия, как юридический правопреемник СССР, может присоединить ее. Оказавшись в похожей ситуации, в 1921 году Великобритания сохранила за собой северо-восточные районы Ирландии, предоставив самостоятельность остальной территории этой страны. В 1975 году Франция признала независимость Федеративной республики Коморские острова, но сохранила в своём составе остров Майотт, население которого, пребывая в составе Франции, куда дольше, чем соседи с других островов, отказалось отделяться от метрополии. Точно так же и Российская Федерация имеет полное право добиваться как присоединения ПМР, так и превращения ее в международно признанное государство.
Обсуждение новостей