июля 29

Российско-украинские отношенияВ конце минувшей недели неожиданно легко разрешился очередной инцидент в Черном море, когда Служба безопасности Украины задержала в Измаиле экипаж российского танкера «Nika Spirit». Экипаж очень скоро освободили и отправили лететь в Россию через Кишинев. И хотя вылет через Молдову обусловлен исключительно отсутствием авиасообщения между Россией и Украиной, в перелете через Кишинев есть определенный символизм.

В 2019 году Молдова впервые за несколько лет на официальном уровне перестала на 100% быть страной победившей русофобии. Жесткая антироссийская кампания Кишинева закончилась вместе с режимом Плахотнюка, и теперь «ужалась» до довольно традиционных заявлений об участии России в конфликте 1992 года и необходимости скорейшего вывода миротворцев из непризнанного Приднестровья.

Еще несколько лет назад силовые структуры Кишинева обязательно устроили бы вокруг вылета российских моряков целое шоу: их бы вслед за украинскими спецслужбами допросили сотрудники СИБ, продержали бы в аэропорту несколько часов, а напоследок поставили бы запрет на въезд в страну. Поводы бы нашлись, как нашлись резоны выслать на родину – а по сути, прямиком в тюрьму – турецких преподавателей сети лицеев «Orizont».

Сегодня Молдова другая. Коалиционному правительству проевропейского блока «ACUM» и пророссийской Партии социалистов щедро выделяют деньги в Европейском союзе, а ближайшего соратника президента Додона Зинаиду Гречаный любезно приглашают в Брюссель. Эксперты сходятся во мнении, что за общей благосклонностью России, Европы и США к нынешней молдавской власти стоят серьезные закулисные договоренности и общие цели, для которых ключевые центры влияния и «выдавили» из Молдовы Влада Плахотнюка.

На самом деле, таких договоренностей может быть несколько. Одна из основных идей заключается в том, что из Молдовы делают серьезного посредника между ЕС и Россией, через которого сторона удастся наладить изрядно испорченные после украинского кризиса отношения. Нынешнее состояние контактов Европы и Кремля не позволяет отказаться от взаимных санкций и при этом не потерять лицо в глазах патриотически настроенной общественности. Нужна совместная история успеха, которой и становится Молдова.

Вторая составляющая международного консенсуса по Молдове носит конкретный практический смысл: Кишинев может быть медиатором в переговорах по транзиту газа через территорию Украины. Властная коалиция в Молдове рукопожатная и в Кремле, и в Брюсселе, и в Киеве, пусть в разных случаях в лице различных политических лидеров. Кишиневу ничто не мешает доводить позицию заинтересованных сторон под видом рабочих визитов в Киев и Москву – опять же, в условиях тотального недоверия и объективной взаимной неприязни украинских и российских политиков.

Инцидент с российскими моряками наводит на куда более амбициозную догадку – Молдова может стать и посредников в процессе «примирения» Москвы и Киева. На территории РМ в военном плане устанавливается определенный статус-кво, при котором страна сотрудничает с НАТО, а ее непризнанный регион за Днестром содержит российскую военную базу. Ситуация в военно-политическом противостоянии США и России в Молдове в некотором роде поставлена на паузу, и Кишиневу ничего не мешает чуть активнее вовлекаться в посредничество между Россией и Украиной.

Факт в том, что между силовыми органами РМ и Украины довольно давно налажен обмен данными. Кроме того, украинские и молдавские военные напрямую взаимодействуют в управляющей структуре миротворческой операции в Приднестровье, которая действует под непосредственной эгидой России. Не исключено, что Молдова может стать площадкой многосторонних контактов представителей силовых структур нескольких стран по прекращению огня на востоке Украины, демилитаризации зоны боевых действий и запуска миротворческой миссии в Донецке и Луганске. Сегодня такой прямой диалог крайне сложно представить даже в Минске, т.к. Беларусь входит в ОДКБ и является прямым военным союзником России, а вооруженные силы Украины и РФ рассматривают друг друга в качестве потенциальных и (или фактических) противников.

Условно нейтральная Молдова в этом смысле может серьезно повысить свой статус на региональной арене и сполна оправдать международное доверие, в очередной раз довольно щедро выделенное Кишиневу. Кроме того, таким образом молдавские власти могут сдвинуть с мертвой точки ситуацию вокруг собственной территориальной проблемы левобережного Приднестровья, к которой РМ, как кажется, едва ли может всерьез подступиться.

Сергей Чебан

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей