марта 18

Во времена не столь отдаленные за публичное оскорбление или мат в общественном месте можно было спокойно схлопотать 15 суток ареста с привлечением к общественно-полезному труду в качестве дворника или разнорабочего. Увы, времена те канули в лету, и сегодня никто не зовет представителя правопорядка на помощь, если кто-то вас оскорбил на улице или, еще хуже, покрыл вас трехэтажным оборотом, относящимся к известной ненормативной лексике. Допустим, скажет вам кто-то: «Пошёл ты ….! Ты что, будешь угрожать нам, пацан? Мы с тобой будем разбираться другими методами!» А вам и крыть нечем, разве что обидеться или ответить чем-то подобным. Но одно дело, когда подобные оскорбления звучат где-нибудь на базарной площади, хотя и это в цивилизованном и культурном обществе недопустимо, другое дело, когда приведенная выше фраза срывается с уст не кого-нибудь, а первого лица в государстве. Именно так, будучи еще президентом Республики Молдова, Владимир Воронин общался с нынешним премьер-министром Владом Филатом. Впрочем, и Филат за словом в карман не лезет, на днях он прямо заявил, что «Воронин - политический баран».

В Молдове давно уже стало нормой - в политической борьбе все средства хороши. Власть и оппозиция оскорбляют друг друга, причем, публично, никого и ничего не стесняясь. Коммунисты и либералы обвиняют один другого в тупости, нездоровой психике, предательстве, диктаторских замашках, бандитских делах и т.д. и т.п. Молдавский же народ смотрит на все это и, вздыхая, крутит пальцем у виска, задумываясь при этом, а зачем пошел на избирательные участки отдавать свои голоса за одинаково беспардонных, наглых и начисто лишенных каких-то моральных принципов лидеров, претендующих на элитарность в молдавском обществе? Да с такой элитой в Европу не то, что через 20, через 200 лет не примут.

Но разве виноват народ, что нынешний ее президент от избытка интеллекта заявляет о том, что полякам принадлежит фраза «Бонжур мадам», что, по его мнению, «демократия - это жизнь, свобода, радость, веселье, хорошее настроение, лыжи, горы, море, Шотландия, Швеция, Франция, Париж, Рим... вот что означает демократия», что «люди не должны знать Конституцию», ибо «люди верят в нас, верят в меня. Они меня избрали». То есть, можно им «впаривать» (другого слова, кроме этого и не подберешь), что угодно, вертеть основным законом страны, как дышлом, подстраивая его под себя, дабы удержаться у власти. Как говорится, сами избрали, сами теперь и расхлебывайте. А мы вам вместо выборов подсунем референдум, где вопросы можно построить так, что нынешняя власть в Молдове будет править вечно. "Референдум не провалится, - уверен Гимпу. - Граждане повзрослели. Они поняли, что у них есть шанс изменить жизнь к лучшему». Вот так открытие! Вчера все поголовно были детьми, или на худой конец, подростками, а сегодня враз стали взрослыми, поняли, что бесперебойную подачу с небес манны небесной могут организовать только либералы, но только в случае, (и это архиважно), если референдум не провалится.

Нет, все-таки молдавскому народу можно «позавидовать» в кавычках. Судьба распорядилась так, что волей провидения или еще каких-то потусторонних сил, главой государства, пусть и врио, стал Михай Гимпу. Эрудит, образован, круг его интересов многогранен, он, порой, подмечает то, что другим неподвластно. Можно, хотя бы вспомнить случай в посольстве США, куда врио пригласили на приём, посвященный инаугурации президента США Барака Обамы. Церемонию вступления американского президента в должность показывали в посольстве в прямой трансляции. Минут через двадцать после ее начала Гимпу до этого, да и после, глубокомысленно молчавший, столь же глубокомысленно изрек: «В Соединённых Штатах был избран президент — негр». Видимо, его это потрясло до такой глубины души, что он решил все же сообщить американским дипломатам эту сенсационную новость, подумав, что они этого не замечают или же не решаются об этом сказать вслух, как народ из известной сказки про голого короля.

Иногда образованность Гимпу играет с ним злую шутку. С языка срывается то, о чем он даже подумать не успевает. Ну, к примеру, такой вот речевой оборот: «Я унионист, но я не за объединение с Румынией...» Почти по Фоменко: «Я не злопамятный, я просто злой. И память у меня хорошая». Как вообще можно быть унионистом, но при этом не желать объединения с Румынией, или наоборот выступать за объединение и не быть унионистом? Ведь молдавский унионизм подразумевает именно объединение двух берегов Прута в единое румынское государство. Или как можно «Прокуроров уравнять с адвокатами», как предлагает все тот же врио президента РМ. И те, и другие, значит, пусть обвиняют, защищают, да что мелочиться, пусть еще и судят, конвоируют, стерегут на вышках и т.д. Интересно также узнать, как Гимпу намерен открывать (в случае проведения очередных досрочных парламентских выборов) избирательные участки, судя по его заявлению, «во всех европейских городах». Для этого, как минимум, надо в больших и малых городах и городишках от Атлантики до Урала открыть посольства и консульства Республики Молдова, ибо за пределами страны участки, согласно существующему законодательству, можно открывать лишь в молдавских диппредставительствах.

Впрочем, не будем больше восхвалять молдавского врио, ибо внимания достойны и другие. Лидер Альянса «Наша Молдова», входящего в правящую молдавскую коалицию, Серафим Урекян не так давно на обвинения газетчиков, что его партия с приходом к власти дорвалась до кормушки, обиженно заметил: «Альянс «Наша Молдова» снабжается из тарелок, или прямо из холодильника, но не из кормушки». Железная, прямо скажем, логика. И впрямь, чем тарелка или холодильник схожи с кормушкой? Да ничем! Ни визуально, ни методами изготовления, ни исходя из физических свойств материалов, используемых при их производстве, они совершенно не идентичны. Так что газетчики и впрямь загнули.

Полны железной логики и высказывания почетного председателя Демократической партии Дмитрия Дьякова, заявившего не так давно: «Господин Воронин меня упрекает: как ты мог голосовать за Гимпу! А я говорю, вот посмотрите, до чего вы довели страну, что Дьяков проголосовал за Гимпу». Да, действительно, до чего докатилась Молдова… Шут на шуте и шутом погоняет. Вот и молдавский премьер Влад Филат это прекрасно понимает, заявляя: «Господин Урекян большой шутник, но его шутки начинают превращаться в политические декларации». Еще бы, Урекян на меньшее, чем пост президента страны, был не согласен. В итоге, додекларировавшись, он получил от своих закадычных друзей дырку от бублика. Все что ему досталось при дележе власти - лишь второстепенный пост вице-спикера молдавского парламента. Такого же мнения об Урекяне и главный коммунист страны Владимир Воронин, заявивший однажды: «Урекян же мудрый человек, его трудно комментировать. Он, практически, говорит чистыми афоризмами». И действительно, чего стоит афоризм Урекяна, высказанный им накануне выборов молдавского президента, когда на эту должность была выдвинута представитель ПКРМ Зинаида Гречаная: «Мы не продаемся и не покупаемся». То есть, что в лоб, что по лбу. Правда, все тот же Воронин в одном из своих выступлений перед партактивом сообщил по этому поводу совершенно противоположное. «Больше всех раздавал обещания и давал согласие – Урекян. Он ходил и на конспиративные встречи, он и прятался на этих, как они на русском называются, «голубятнях», на чердаках. Бедняга – за 5 дней похудел на 17 кг. Мы с ним разговариваем, а на второй день его как подменили, отключил все телефоны и убегал как заяц от охотников. Никто не мог его найти, чтоб подтвердить, он за будущую коалицию или против. Он, знаете ли, играл с нами как с рыбкой». На том же партактиве Воронин выдал и более сакраментальные фразы: «Киртоакэ следует расстегнуть ширинку и посадить туда крысу. Все равно он холостяк», - такой вот чисто армейский юмор. Впрочем, главный коммунист страны в совершенстве владеет не только армейским юмором: «Я предложил им широкую коалицию в парламенте. Но у них было нечто вроде «армянской бани»: кто первый поднимет мыло с пола. И все думали, что поднимет Урекян, кто-то думал, что это будет Филат, в итоге мыло поднять никто не рискнул». Эрудирован Воронин и образован не менее своего «сменщика» Гимпу. Его устам принадлежит следующий перл: «У кого были контакты с мадам Дюрье, тот знает, как она ставит проблему во главе стола».

Соратник и бывший премьер-министр Молдовы Василий Тарлев также не раз блистал умом и сообразительностью: «Мы заботимся об обеспечении республики газом, - однажды многозначительно изрек он, и добавил: - Кроме того, в трубе должно быть соответствующее напряжение, т.к. она идет в Европу». А чего мелочиться? Переименуем все. Давление будем измерять в вольтах, а напряжение в паскалях, время в литрах, а объем в градусах, ибо измерять его в секундах – как-то банально.

Конечно, все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Народ сам избирает своих правителей, а, значит, он ответственен за тех, кто от их имени будет управлять страной. Но бывают ситуации, когда, в общем-то, и выбирать не из кого. Разве виноват молдавский народ, что в политику в массе своей пытаются пролезть те, кто нигде больше профессионально не пригоден. У них нет знаний, чтобы работать инженерами, врачами, учителями и т.д. Там ведь нужны реальные знания, а не подвешенный язык и умение с умным видом говорить глупости. Но как-то не везет молдавскому народу с политической элитой. Одна сменилась другой, а все осталось по-прежнему. И невольно вспоминаются слова незабвенного Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь…»

А. Галин

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей