июля 06

Власти Молдовы и Украины поставили точку в приграничном споре относительно участка дороги у села Паланка. Стороны удовлетворены, что удалось снять проблему, более десяти лет отравлявшую отношения между двумя странами. Среди недовольных решением – жители самой Паланки, а также часть экспертов, утверждающих, что совершено «преступление против Конституции и народа Молдовы».

Многолетняя проблема взаимоотношений Молдовы и Украины по демаркации государственной границы в районе села Паланка, похоже, решена. Обе страны согласовали все спорные вопросы, касающиеся права собственности на участок дороги и прилегающих земель. Акт определения и закрепления на местности границы представители Кишинева и Киева подписали 30 июня. Ранее, 14-15 июня, состоялось заседание молдавско-украинской демаркационной комиссии, участники которой утвердили места установки пограничных знаков.

Еще раньше, 25 мая, замминистра иностранных дел РМ Андрей Попов провел брифинг, на котором представил перспективы решения спора. «Незавершенный процесс демаркации границы в Паланке, в Джурджулештах и Новоднестровске служит источником спекуляций и поводом для кампаний по дезинформации,— говорил тогда господин Попов.— Мы, надеюсь, ставим точку в этих спекуляциях и так называемой опасности того, что Республика Молдова потеряет свыше 920 гектаров своей суверенной территории. Мы приближаемся к заключению соглашения с нашими украинскими коллегами. И уже к следующему заседанию молдавско-украинской комиссии по вопросам демаркации такой проблемы не будет».

Слово свое замминистра сдержал. Правда, часть недовольных все равно осталась. В частности, по-прежнему возмущены сами жители Паланки, которые в свое время образовывали даже отдельный Гражданский комитет, блокировали трассу, пикетировали парламент и перекрывали столичный бульвар Штефана чел Маре. Граждане опасались, что сельскохозяйственные угодья, расположенные на противоположной стороне трассы, станут украинской территорией. И чтобы попасть на них, придется предъявлять паспорта пограничникам.

Эти опасения развеяны: согласно акту определения и закрепления на местности границ, Молдова сохраняет право бесплатного пользования дорогой, а на переданном участке не будет проводиться пограничный и таможенный контроль. Отдельно указано, что жители Паланки могут беспрепятственно использовать свои участки земли. Но жители все равно недовольны, они ждут немедленного приезда всего высшего руководства страны, включая и. о. президента, премьера и министра иностранных дел.

Некоторые эксперты твердят о нарушении норм Конституции, другие — более реалистичны. Так, политический аналитик Игорь Боцан напоминает, что условия подписанных соглашений надо выполнять: «Ничего и никому Молдова не уступала. Указанный участок дороги является собственностью Украины. Кишинев был обязан передать его украинской стороне». С ним не согласен руководитель Ассоциации юристов христиан-демократов Раду Бушилэ. По его словам, «то, что мы уступили участок,— преступление против граждан Молдовы, государства Республика Молдова и грубое нарушение Конституции». Господин Бушилэ утверждает, что Молдова и Украина изобрели прецедент. «Такого прецедента нет в Европе или в мире. Это чисто молдавско-украинская выдумка»,— заявляет юрист.

Нерешенный приграничный вопрос портил отношения двух стран свыше десяти лет. Если не углубляться в дипломатическую проблематику, то суть его сводится к следующему. Официальный Кишинев получил четыреста метров побережья Дуная, взамен чего обещал передать участок автомобильной дороги Одесса-Рени. Власти Молдовы настолько рассчитывали на проект по строительству Джурджулештского порта, что даже сумели убедить в этом ЕБРР, который вошел в долю на правах учредителя СП. Правда, потом не раз пожалел — строительные работы растянулись на несколько лет, правительство долго пыталось реанимировать возведение порта, несколько раз менялись инвесторы.

В итоге сегодня на участке Дуная вырос не только грузопассажирский порт, но и нефтяной терминал, и зерновые трейдеры тоже активно используют возможности перевозки морем. Молдавский выход к морю начал приносить доход (хотя правительство Молдовы, конечно же, предоставило инвесторам режим наибольшего благоприятствования). В Стамбул до недавнего времени курсировало судно «Принцесса Елена», граждане Молдовы могли купить билет на полноценный морской круиз. В сухом остатке — выгода от порта для Молдовы — очевидная, хотя на одном только строительстве железнодорожной ветки Кагул-Джурджулешты бюджет потерял свыше 20 млн леев (таковы выводы аудиторов Счетной палаты).

Обратная сторона медали, по заверениям украинской стороны, гораздо проще. Молдова передала участок дороги, но — только его верхнюю часть, собственно, сам асфальт. Киев говорит, что из-за этого невозможно было осуществлять ремонтные работы дорожного полотна. Вопрос технической недоработки соглашения муссировался всеми — политическими элитами двух стран, с привлечением населения самой Паланки. Спектр отношения к проблеме варьировался от «не отдадим ни пяди земли» (Кишинев) до «с Молдовой невозможно иметь дело» (Киев). Теперь эксперты-оптимисты надеются, что все эти проблемы останутся позади.

Тадеуш Барбэалбэ

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей