Апр 12

Нации формируются под влиянием экономических, социальных, культурных, церковных факторов. За те столетия, что люди на этой земле жили в Молдавском княжестве, в составе других и собственных государств, они сформировались как молдаване. Они не участвовали в формировании Румынского государства, проведя в его составе всего 22 года, на протяжении которых все равно оставались молдаванами.

Румыны не признают молдаван как самостоятельный народ. Они говорят, что молдаване — это разновидность румын. По такой логике, народы Германии, Дании, Австрии, Швеции, Норвегии являются разновидностями одной германской нации, и все должны называться немцами. Но датчане, австрийцы, шведы, норвежцы, да и французы, которые тоже произошли от германцев, никогда не согласятся с таким подходом. Не соглашаются и молдаване, как бы их ни ломали через колено, пытаясь превратить в «бессарабских румын».

Молдаване себя румынами не считают. Идеи румынизма в Молдове продвигает пятая колонна, интеллигенция, которая вместо того, чтобы выражать чаяния народа, предала его. Народ сам по себе — интеллигенция сама по себе. Эти 20 лет доказали, что интеллигенция, бросив народ, так и не смогла его никуда привести. Да и куда она может кого-то привести, если сама заблудилась? Народ не пошел за предателями, оставшись со своей молдавской идентичностью.

Все разговоры про «историческую правду» ― это чушь. В истории существуют факты, документы и субъективные толкования. То, что для одних «освобождение», для других «оккупация», то, что для одних «память предков», для других «манкуртизм». Все это совершенно субъективные вещи. «Историческую правду» придумывают историки в своих кабинетах. И когда они говорят, что историю нельзя изменить, они тоже лукавят. За последние 20 лет простым переписыванием текстов учебников изменили всю историю, которая считалась «правдивой» до этого.

Идентичность нельзя навязать. Общепризнанный европейский принцип определения национальности — самоидентификация. Если большинство людей считают себя молдаванами, значит, они молдаване. Когда некий Траян Бэсеску заявляет, что Республика Молдова — это «море из четырех миллионов румын», он просто бредит. Здесь вообще нет столько жителей, а румынами себя считают, может быть, процентов десять населения.

Доктрина двух румынских государств, которую проводит Бухарест, носит подрывной характер по отношению к Молдове. В условиях, когда Румыния заключила договоры о границе со всеми соседями, кроме Молдовы, ее заверения в поддержке евроинтеграционных устремлений Молдовы выглядят лицемерно. Все это Румыния делает для себя, а не для Молдовы. При таком подходе евроинтеграция Молдовы означает не что иное, как фактическое растворение в Румынии. Это признают и в «больших» европейских столицах, но там вынуждены лишь разводить руками — мы хотели бы помочь Молдове, но сначала у власти в Кишиневе были коммунисты, которых мы не воспринимаем, а сейчас у руля граждане Румынии, которые в качестве «проводника» в ЕС выбрали не Германию, Францию или Австрию, а Румынию. Оно и понятно: кому клятву на верность давали — тот и проводник.

Дмитрий Чубашенко

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей