Сен 29

Конвертация молдавского лея

Темы об открытии счетов приднестровских предприятий в банках Республики Молдова и блокировании расчетных операций, о конвертации леев, о выручке от экспорта электроэнергии в долларах обросли таким количеством домыслов и «диванной аналитики», что у большинства в голове полный сумбур по этому поводу и вопрос: «Что вообще происходит?» Проанализировать сложившуюся ситуацию попытались на Telegram-канале «Приднестровские бабки».

О счетах

Представители ПРБ заявляют, что, несмотря на то, что банковская система Приднестровья в большей части выполняет свои функции и осуществляет расчетные операции для своих клиентов, существуют определенные трудности и ограничения (перманентное состояние на протяжении всего существования ПМР). Далеко не весь приднестровский бизнес пользуется услугами банковской системы РМ (таких предприятий всего 25), то есть проблема с платежами не стоит так остро. С другой стороны, даже по заявлениям НБМ видно, что часть счетов, а значит и расчетов по ним, работают, например, ММЗ. Невозможность открытия счетов в банках РМ большому количеству предприятий создает дополнительные трудности и снижает их эффективность работы, но говорить о катастрофической ситуации пока преждевременно. В то же время отрадно видеть, как ПМР стремится на политическом уровне отстаивать интересы бизнеса, и, наверное, абсолютно верно делать это именно сейчас. Нужно решать вопрос заблаговременно, а не тогда, когда будет полностью остановлен импорт продовольствия, лекарств, ГСМ и т.д. по причине невозможности их оплаты.

При чем тут конвертация леев?

С экономической точки зрения конвертация леев нужна тогда, когда доходы (выручка от экспорта) в леях больше, чем расходы (импорт) в них. Информация в открытом доступе: экспорт в Молдову в 2018 г. – 211 млн. долл., а импорт – 111 млн. долл. При этом удельный вес Молдовы во внешней торговле Приднестровья составляет не более 17%. Для того, чтобы торговать с другим миром Приднестровью необходимо обменять леи на другую валюту в объеме около 100 млн. долл. ПРБ не раз говорил о том, что приднестровские банки фактически «выдавлены» из финансового пространства Молдовы, следовательно, не могут выполнять весь спектр банковских операций (в т.ч. конвертацию). Получается, что леи «зависают» в Приднестровье.

Как тратились «приднестровские» леи?

Предприятия пополняли свои текущие счета в молдавских леях со счетов в приднестровских банках, конвертировали их на условиях молдавских коммерческих банков в иностранную валюту, осуществляли платежи по импортным контрактам. Блокирование операций молдавскими банками уменьшило возможность конвертаций лей в иностранную валюту и осуществление платежей по импорту – в этом взаимосвязь двух проблем.

При чем тут МГРЭС?

Тут все просто: если из общего экспорта в Молдову отнять объем экспорта электроэнергии в 2018 году (это чуть больше 120 млн. долларов), то совокупная выручка в леях составит порядка 91 млн. долларов, то есть придется еще докупать леи, а не искать их конвертацию. И тут логично: если экспорт электроэнергии будет оплачиваться в валюте, то и проблем с конвертацией и со счетами не будет. Есть один момент: скорее всего эту проблему придется решать «Интер РАО». Удачный момент для большого «друга» России Додона оказать содействие одной из крупнейших российских госкорпораций. Посидеть на лавочке у мавзолея – дело хорошее, но тут что-то сделать надо. Тем более прецедент-то был, в 2015 году именно в долларах поступала выручка на счета «Энергокапитала», и НБМ по этому поводу особо не волновался.

Ситуация сложная, затрагивает по большому счету каждого жителя республики. При этом многие «диванные аналитики» уже говорят о надвигающемся кризисе неплатежей, отсутствии в скором времени даже импортных бананов на прилавках Приднестровья.

Обратим еще раз внимание: торговля с Молдовой меньше 17% от общего ВТО, только у 25 предприятий есть разрешения на открытие счетов в РМ, а их у нас всего более 8,5 тыс. Поэтому уверены, что все будет и бананы тоже…

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей