Окт 06

Когда бешеная центрифуга Москва выбрасывает тебя в тихую эсэнговию, обычно подмечаешь милую странность: чем тише и спокойнее выглядит страна, тем разнузданнее и бесшабашнее у нее политики

Будто кто-то свыше, посмеиваясь, создает эти разнополюсные пары притягивающихся противоположностей - задумчивый Тбилиси и эксцентрик Саакашвили, ленивый расчетливый Киев и неуемный Ющенко, строгий педантичный Минск и ловкий хитрец Лукашенко.

Кишинев удивительно долго сопротивлялся этому парадоксальному правилу - дедушка-президент Воронин и провинциально-сонная Молдавия десять лет органично смотрелись вместе. Но и сюда пришли лихие неминуемые времена...

IV форум творческой и научной интеллигенции стран Содружества, который на днях состоялся в Молдавии, был организован очень своевременно. Москве важно сориентироваться. Уже 8 - 9 октября здесь пройдет саммит глав СНГ, где Дмитрию Медведеву придется иметь дело не с привычным и изученным аналитиками МИДа вдоль и поперек Ворониным, а с загадочным тандемом Гимпу - Филат (странный союз молдавского аналога Владимира Жириновского с неким подобием Михаила Касьянова) и его разношерстной командой. То, что Михай Гимпу вообще станет и. о. президента (новые выборы главы Молдавии состоятся только в будущем году), просчитать не мог никто. Решение это было принято в одну ночь - когда израненный неудачными для коммунистов парламентскими выборами и предательством «красного» спикера Лупу, Воронин вдруг в сердцах швырнул власть оземь. И оппозиция мгновенно забрала ее себе. Кто-то в Молдавии считает поступок Воронина малодушием, кто-то - тонким маневром в расчете, что до следующих выборов оппозиция наломает дров, но это уже вопрос внутримолдавской политологии.

Для России важен другой неприятный факт - политики, которых Москва привыкла считать незначительными, вредными (за их ориентацию «строго на Запад») и чуть ли не маргинальными, вдруг оказались на другой стороне переговорного стола. Возможно, поэтому на форуме российская делегация выглядела внушительно - возглавляли ее глава президентской администрации Нарышкин и бывший директор Службы внешней разведки, а ныне председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев.

Профессиональные навыки последнего были особенно своевременны. Ведь, по сути, под прикрытием форума шла дипломатическая разведка боем.

«Обезвороненный» Кишинев внешне выглядел миролюбиво. Уютный город с тихими парками и никуда не спешащими молдаванами. Впечатление, что молодежь с раннего (!) утра спешит занять бесчисленные скамеечки, среднее поколение - столики кафе (несмотря на почти московские цены), остальные, не успев ни туда ни сюда, понуро бредут на работу...

Форум интеллигенции и молодежи оставлял точно такое же впечатление. Он напоминал спокойный, даже вялотекущий диалог людей, понимающих, что разговор ученых друг с другом - уже большая ценность...

Но за кулисами политического театра кипели шекспировские страсти. Для российской делегации испытания начались еще... в воздухе.

Говорят, самолет Нарышкина около часа кружил над молдавским аэропортом, не вписавшись в какой-то временной интервал для предоставления воздушного коридора. После такой теплой встречи приезд Гимпу на форум был вовсе не очевиден. Тем более что в Молдавии привыкли ждать от удивительного Гимпу чего угодно, например, скандального отказа Кишинева от проведения саммита СНГ вообще. Недаром он как-то назвал Содружество «никому не нужной старухой».

Но Гимпу все-таки приехал, вручил премию лучшим преподавателям СНГ и даже любезно обошелся с будущим саммитом.

«Я с открытой душой пригласил всех в Кишинев на саммит СНГ», - объявил и. о. президента Молдавии.

Правда, тут же последовало несколько «колюще-режущих» заявлений. Молдавский премьер Влад Филат встретил российскую делегацию требованием вывода российских войск из Приднестровья. А Гимпу после разговора с Нарышкиным вежливо заметил, что Москва вроде бы согласна - приднестровский вопрос пора решать.

Столь резвое начало переговоров, видимо, произвело на Москву впечатление, потому что тут же в прессу просочился слух: 500-миллионный кредит, обещанный еще правительству Воронина, чтобы залатать кризисную пробоину в бюджете, Россия давать передумала.

Думаю, последней каплей стала очередная импровизация простодушного Гимпу. После переговоров с российской делегацией он возмущался: «Я спросил у него (у Нарышкина. - В. В.), кому обещали кредит: компартии или Молдове? Нарышкин сказал, что Молдове. Но договора о кредите, его условиях и проценте возмещения почему-то до сих пор нет!»

Такое нахальное вышибание из Москвы денег дало ожидаемый эффект. Неназванный дипломат в посольстве РФ в Молдавии заявил, что разговоры «о готовности России предоставить Молдавии кредит в 500 миллионов долларов преждевременны. Россия с пониманием относится к трудностям дружественной Молдавии и готова к обсуждению возможных вариантов предоставления кредита».

На что Кишинев ответил, что готов выслушать условия, в том числе и политические. А после небольшой паузы - что рассчитывает получить 500 миллионов до конца 2009 года. Но у МВФ...

Как грустно говорят депутаты-коммунисты, к власти пришли сорокалетние, а это означает, что страну ждут большие перемены.

- Они - голодные молодые волки, - вздыхает депутат местного парламента от партии коммунистов, бывший вице-спикер Владимир Цуркан. По его словам, Москве важно понять: власть сменилась надолго - и не питать никаких иллюзий насчет парламентских выборов будущего года. Даже несмотря на то, что новой властью молдавские пенсионеры уже недовольны - на днях коммунальные тарифы подпрыгнули на 80 - 100 (!) процентов. Учитывая, что ЦИК и спецслужбы уже в руках правой коалиции, исход выборов легко поддается прогнозу.

- Хорошо, если мы повторим результат, - вздохнул Цуркан и посоветовал России работать со всеми молдавскими партиями, не замыкаясь на Воронине...

Но, похоже, «работать» с бывшей молдавской оппозицией Кремлю уже поздно. Москву часто подводит старая привычка полностью ориентироваться на уже существующие власти, выплачивать им за лояльность миллиардные кредиты и не замечать ее противников. Пусть даже трижды прозападных. Во-первых из «трижды» можно сделать «дважды». К тому же это инструмент для ведения политической игры ну и, конечно, задел на будущее...

А пока правящая коалиция в Молдавии, пусть и пестрая, но в своей прозападной ориентации единодушна. Противоречие лишь в «румынском вопросе» - часть готова хоть завтра броситься в объятия Бухареста (отмена виз для румын стала чуть ли не первым указом Гимпу), другая считает, что избавляться от суверенитета надо постепенно.

Но самое интригующее в рыжеющей на глазах Молдавии - какое место займет в меняющемся политическом раскладе Приднестровье.

Будет ли оно навязчивой идеей, как это произошло с одним из «сорокалетних» - Михаилом Саакашвили, или европеизация (то есть ползучее вхождение в Румынию) Молдавии отвлечет политиков от мятежной провинции. Пока понять новые молдавские власти очень сложно. С одной стороны, о новом министре обороны Виталии Маринуцэ говорят: «НАТО у него в душе» (прежнее место работы - генеральный штаб Объединенного командования в Ираке и Афганистане). С другой - печальный грузинский опыт, думаю, впечатлил даже Гимпу.

Поэтому, чем агрессивнее звучат пылкие речи местных политиков, тем лучше настроение у руководства Приднестровья. От возможной заморозки отношений Москвы и Кишинева приднестровцы в любом случае окажутся в выигрыше. Но выиграет ли от этого Москва?

Владимир Ворсобин

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей