июня 23

За всю многолетнюю историю, особенно в последний год, Кишиневское управление электрического транспорта (RTEC) переживает свои самые тяжелые времена. Точнее сказать, наш троллейбус, самый дешевый и экологически чистый вид общественного транспорта подошел к своему Рубикону. И как не парадоксально, к этому прикладывают руку и наши сограждане, и отдельные члены трудового коллектива RTEC, и сам собственник: примэрия. Вот наиболее известные факты.

Как часто мы становимся свидетелями того, как пассажир, выходя из троллейбуса, возвращает билет кондуктору для его повторной перепродажи или же вообще отказывается от билета. Казалось бы, коль такой щедрый, так подари кондуктору свои два лея. Но это же свои! Как легко демонстрировать широту натуры за чужой счет. Менталитет «совка»: государство престижно обманывать; подталкивает, по своей сути, на соучастие в обворовывании предприятия. А ведь это предприятие с собранных с пассажиров денег должно выплачивать далеко не высокую зарплату, рассчитываться за электроэнергию, скаты, ремонтные материалы и многое другое.

Разумеется, большое количество претензий можно предъявить и к менеджменту RTEC, ответственности его членов трудового коллектива. Представьте себе ситуацию, когда троллейбусы ежедневно примерно в 6 утра выезжают на линию, а возвращаются в парк в 10 вечера. А контролеры, которые проверяют оплату проезда пассажиров, и контролеры-ревизоры – соответствие кассы у кондукторов, работают только по будням с 7.00 до 16.00. Создавая тем самым режим наибольшего благоприятствования для утечки выручки в вечернее время и в выходные дни. Вы справедливо скажете, что это нонсенс. Но так и было до начала этого года.

Именно только в этом году администрация наконец-то решилась изменить организацию работы по контролю в соответствии с регламентом выпуска троллейбусов на линию. Теперь контролеры должны были собираться по утрам для наряда не в сквере у памятника Штефану чел Маре, а в 1-м троллейбусном парке, получать, как и водители, путевой лист с заключением нарколога, носить фирменный жилет с личными данными контролера. Казалось бы, все разумно. Но какая буря «справедливого» возмущения была тут же поднята, нарушаются права! Демонстративно жилеты топтались ногами, отказывались от путевых листов. Выходили на центральную площадь города с требованием убрать такое руководство. Ну, а о том, чтобы работать в вечернее время и в выходные, до этого даже не дошли. Не помогли и личные беседы генерального директора с каждым в отдельности. В результате было принято решение их сократить.

Теперь о собственнике. Предприятие, как муниципальное, вроде бы действует в соответствии с законом о государственном предприятии. Но фактически, является цехом муниципии, постоянно диктующей оперативные решения для RTEC, при этом их исполнение не увязывается с возмещением понесенных затрат. Т.е. здесь методы управления не достигли даже уровня восьмидесятых, когда государственные предприятия жили в условиях хозрасчета и самоокупаемости на основе целого ряда экономических нормативов. То, что сегодня демонстрирует примэрия, скорее отражение сталинской чисто командной эпохи.

Вот один из многочисленных широко известных примеров. На очередной волне популизма в пятницу 29 января т.г. спонтанно принимается решение о том, что пенсионеры, получающие компенсацию в 70 леев в месяц за проезд в городском транспорте, могут отказаться от нее, написав заявление в своем райсобесе. Затем, получив из райсобеса соответствующую справку, передать ее со своей фотографией представителю RTEC для получения уже с 1 февраля, т.е. понедельника годового проездного на троллейбус и автобус. А кто не получает компенсацию, может купить аналогичный проездной на месяц за 70 леев.

Что тут началось. В понедельник с утра в каждом собесе уже стояли сотни стариков. Пенсионеры часами «убивались» у столов, выставленных в проходах и в духоте. Работники собесов и RTEC, застигнутые врасплох таким скоропалительным решением, с надрывом и по ночам и в выходные старались как-то нормализовать ситуацию. И так первые две недели. Некоторые, подсуетясь получили и компенсацию и проездной. Казалось бы, примите решение о начале действия проездного с 1 марта, все прошло бы организованно и спокойно. Но для этого, очевидно, нужно обладать не только правом принимать решения…

В текущем году обычный месячный проездной на троллейбус продается за 150 леев. При реализации же проездного пенсионерам, а ими пользуются около 30 тыс., доля RTEC 61,60 леев, остальное перечисляется автобусному парку. Таким образом, RTEC недополучает более 2,6 млн. леев ежемесячно. Но примэрия этот вопрос даже не рассматривает. Кроме этого, правом бесплатного проезда пользуются полиция, работники таможни, госохраны, пограничники, SIS и ряд других категорий наших сограждан. Для возмещения затрат по их перевозке примэрия установила (просто не могу назвать это «порядком»), что эти затраты компенсируются на уровне себестоимости за минусом амортизации. И студенту очевидно, что такая форма внутрихозяйственного хозрасчета возможна для структурного подразделения предприятия, например: цеха. Но чтобы экономический агент в рыночной экономике работал без прибыли, да еще и без амортизации – это просто выходит за рамки разумного. Но даже, исходя из такого усеченного подхода, примэрия уже ряд лет умудряется систематически недоплачивать RTEC положенные крохи.

В результате, 3/4 троллейбусов, ежедневно выходящих на линию, имеют срок эксплуатации более 15 лет и подлежат списанию. Но их местные Кулибины как-то латают, и они нас пока возят. Кстати, затраты по капитальному ремонту техники, которая отработала нормативный срок эксплуатации, относятся по статье приобретения нового оборудования за счет отсутствующей прибыли и в себестоимость также не включаются. В результате, у предприятия стремительно нарастает недостаток собственных оборотных средств. Уже не помогает и отказ от отопления в холодное время, массовые отпуска сотрудников за свой счет, постоянное сокращение штатов, отказ от самого необходимого.

Сейчас в Кишиневе работают эксперты Европейского банка развития и реконструкции по выделению кредита в 10 млн. евро на 10 лет и 3 млн. гранта на закупку новых троллейбусов, что позволит обновить только треть парка. А когда же обновят остальные? Предполагается, что кредит выделят под гарантию примэрии, так как всем очевидно, что RTEC самостоятельно вернуть его не сможет. Предусматривается и два года каникул на возврат средств. А это очень смахивает на «свинью», которую нынешнее руководство примэрии подкладывает будущему.

Нам жить в этом городе. И будет величайшей ошибкой, если мы потеряем троллейбус, как его уже потеряли ряд городов СНГ, как мы, в свое время, потеряли кишиневский трамвай. Нужны общественные слушания, широкое вовлечение гражданского общества, ибо муниципальный совет, как и примэрия, проблемы не решат. Своими действиями в управлении нашим муниципальным электрическим транспортом они демонстрируют свою полную несостоятельность.

Михаил Пойсик

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей