Апр 08

Седьмого апреля исполнилось два года со дня погромов в Кишиневе. Тогда толпа прозападных и прорумынских оппозиционеров, недовольных итогами парламентских выборов в Молдавии и победой на них правящей Партии коммунистов, разгромила правительственные здания.

Параллельно Запад и Румыния устроили на власти страны беспрецедентное давление. В итоге бывший президент Владимир Воронин и коммунисты сдались, в июле 2009 года прошли новые выборы, приведшие к власти прозападный "Альянс за европейскую интеграцию".

С тех пор прошли еще одни досрочные выборы, но избранного президента у Молдавии нет. У входящих в "Альянс" либерал-демократов, либералов и демократов не хватает депутатских голосов, чтобы у страны появился полноценный глава государства.

До конца прошлого года должность и. о. президента занимал известный желанием присоединиться к Румынии и неприятием России и советскому прошлому лидер либералов Михай Гимпу. В этом году его сменил демократ Мариан Лупу. Премьером почти все это время был либерал-демократ Влад Филат — один из богатейших людей страны, который много рассуждает о возможности вступления в Евросоюз и считает, что официальный язык страны должен называться "румынским".

Что принесло Молдавии правление различных представителей "Альянса за европейскую интеграцию"? Об этом рассуждает заведующий отделом Молдавии Института стран СНГ и Балтии Геннадий Коненко.

— В Молдавии уже два года длится политический кризис, страна живет без полноценного президента. Что происходит с государством? Есть ли выход из этого кризиса?

— Формально Молдавия как государство состоялась. Она входит в ООН, во многие европейские организации. У нее есть парламент, правительство. Однако больше ей особенно хвастаться нечем. Президента избрать не удается. Никак не наберет "Альянс за европейскую интеграцию" заветные 61 из 101 мест в законодательном органе — голосов не хватает.

Что только не делают прозападные власти, чтобы оттеснить бывшую правящую Партию коммунистов на политическую обочину. Переписывают закон о референдумах, меняют кодекс о выборах. Делается это все при покровительстве западных держав, которым оттеснение коммунистов также выгодно. Правда, полностью это не получается. Коммунисты по-прежнему пользуются поддержкой примерно половины населения. И кроме как борьбой с коммунистами похвастаться нынешней власти особо нечем.

— Как обстоят дела в экономике страны? Улучшилась ли ситуация с приходом "Альянса за европейскую интеграцию"?

— Ситуация в стране плачевная. Молдавия производит сельскохозяйственную продукцию, вино. Однако 70 процентов вина экспортируется в Россию. Такая ситуация сложилась потому, что больше молдавское вино особо нигде не нужно. В Румынии, Болгарии, Венгрии есть свое вино. Вот и приходится молдавским властям, наступив на горло своей антироссийской песне, договариваться с нами. Жизнь вынуждает их сотрудничать с Россией.

— Сколько молдаван уезжает на заработки за рубеж? Молдавских гастарбайтеров много и в России, и в странах Евросоюза…

— Волны молдаван начали покидать свою страну еще до прихода к власти "Альянса за европейскую интеграцию", который положение никак не исправил. Сегодня до трети трудоспособного населения работает за пределами страны. Больше всего молдаван едет в Россию, второе место занимает Италия. Много их и в других странах Европы. Точную цифру назвать очень сложно — многие из них работают нелегально. В стране же рабочих мест нет. Наука и производство находятся в чудовищном состоянии.

— Удалось ли прозападным властям в Кишиневе продвинуться в решении проблемы Приднестровья?

— Еще в годы президентства коммуниста Воронина власти в Кишиневе заняли неконструктивную позицию. В 2003 году они под давлением ЕС и США отвергли предложенный Россией "меморандум Козака". Там предлагалось начать диалог о федерализации Молдавии. Пошла работа над общей конституцией. Но поведение кишиневских властей все перечеркнуло.

В 2005-м парламент Молдавии принял закон о статусе левобережных территорий, который Приднестровье категорически не устраивает. В 2006 году они вышли из формата переговоров по формуле 5+2 (Молдавия, Приднестровье, а также международные посредники). Все говорит о том, что нынешняя власть выступает за унитарную Молдавию, где о подлинной автономии Приднестровья речи нет. И прежнее, и нынешнее молдавское руководство систематически нарушают достигнутые ранее договоренности. Фактически соблюдается лишь режим прекращения огня.

— А как же внешние силы? Они не подталкивают руководство Молдавии к диалогу?

— Дело ограничивается отдельными контактами на уровне министров и замминистров в Кишиневе и Тирасполе. Иногда те же Филат и Лупу говорят о готовности решить проблему, но она не решается. Сегодня Россия, США, ЕС пытаются усадить их за стол переговоров, идут консультации на разных международных площадках. Но результата особого нет. При этом американцы и европейцы не скрывают, что стоят на стороне Кишинева.

На Приднестровье сегодня оказывают большое давление — причем не толькоЗапад, но и Россия. Дескать, согласитесь на единое государство. На диалог власти в Тирасполе согласны, но вот поступиться независимостью — нет. Да и как поступиться независимостью и как вести диалог, если в Кишиневе нет полноценной власти? А если она и есть, то все договоренности нарушает?

— Бывший и. о. президента Гимпу много говорил о необходимости объединения Молдавии и Румынии. О том же не раз вещал и румынский лидер Траян Бэсеску. Насколько выросла роль румынского фактора в молдавской политике за последние два года?

— Роль Бухареста действительно усилилась. И дело тут не только в речах Гимпу и Бэсеску. Дошло до того, что МВД Молдавии и Румынии подписали соглашение, в соответствии с которым румынские карабинеры могут быть направлены на усмирение беспорядков на молдавской территории. А летом намечено совместное заседание правительств двух государств.

Гимпу в бытность и. о. президента много сделал для того, чтобы начался ползучий аншлюс Молдавии со стороны Румынии. Филат и особенно Лупу на словах выступают за независимость Молдавии, но на деле никак не мешали проводить подобную политику. Мэр Кишинева Дорин Киртоакэ спокойно взирает на то, как прорумынские активисты исписывают город похабными антисоветскими, антироссийскими, а порой и антимолдавскими надписями.

— Президент Румынии утверждает, что до 1,5 миллиона молдаван уже обзавелись румынскими паспортами. Неужели молдаване постепенно начинают чувствовать себя румынами?

— По переписи населения 2006 года, румынами назвали себя два процента жителей Молдавии. За прорумынские партии голосуют больше — восемь-десять процентов. Надо признать, что число тех, кто связывает себя с Румынией, растет, особенно среди молодежи. А как может быть иначе, если в школе изучается не молдавский (как написано в конституции!), а румынский язык? Не история Молдавии, а история румын? В стране при Гимпу окреп культ румынских ценностей, румынской культуры.

Однако все же "румын" в Молдавии пока подавляющее меньшинство. Да, румынские паспорта берут очень много людей. Но делается это преимущественно из сугубо практических соображений — чтобы можно было без виз ездить в страны Евросоюза, где многие молдаване работают.

— Премьер Филат как-то пообещал, что уже скоро Молдавию возьмут в Евросоюз. Можно ли ему верить?

— На этом лозунге Филат строил всю свою предвыборную кампанию, многим жителям страны он запудрил мозги. Однако сегодня и он фактически признает, что это вряд ли возможно. Молдавия и ЕС подписывают бесконечное число промежуточных бумаг — чтобы показать народу, что процесс идет. Нынешние руководители называли дату — 2012-й год. Но пока Евросоюз не спешит распахнуть свои двери перед Молдавией. Не хочется ему получить в своих границах бедное государство с "замороженным" конфликтом и Приднестровье в придачу.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей