марта 08

ГагаузияНе секрет, что руководство РМ (и прошлое, и нынешнее) вложило в умы гражданского общества мысль, что Молдова и Приднестровье не являются равными партнерами в отношениях и переговорах, что Приднестровье должно быть подчиненной стороной. Сегодня даже в социальных сетях это прослеживается. Так думает и молодежь, которая учится в Румынии и Кишиневе.

Между тем, когда миротворческий процесс начался, в нем участвовали две стороны. И сейчас Молдова и Приднестровье в миротворческой операции и переговорном процессе остаются равными сторонами. Не надо забывать, что, как ни крути, в 1992 году это была гражданская война, хотят это признавать в Кишиневе или нет.

Руководство Молдовы сегодня требует смены формата миротворческой операции, поскольку ему нужно не жесткое противостояние миротворцев возможным военным планам, а необходимы люди, которые бы просто, образно говоря, составляли протоколы о случившемся. В Приднестровье Молдове нужна территория, а не население. И подход в Кишиневе такой – собирайте чемоданы, уезжайте в Россию, это наша территория.

Потому вполне возможно, что при смене миротворческого формата через некоторое время возобновится «горячая фаза» конфликта, люди уедут, и как раз территория и останется. Вопрос сегодня – в том, чтобы не допустить этого.

Смену формата трудно представить еще и потому, что Приднестровье никогда не согласится, чтобы на его территории располагались те же американские военные.

Сегодня никак нельзя игнорировать тот факт, что Молдова отказалась праздновать 25-летие миротворческой операции. Это дата окончания боевых действий, и если Кишинев утверждает, что хочет жить с Приднестровьем в одном государстве, то праздники надо отмечать вместе и трудности вместе преодолевать. Отказ Молдовы от участия в празднике окончания войны говорит о том, что даже если Приднестровье согласится жить в одном государстве с РМ, то будет там неравноправным партнером. Здесь наглядным является пример Гагаузии. Он демонстрирует, как поступают с теми, кто договаривается с недоговороспособной стороной.

Миротворческая операция неразрывно связана, по крайней мере, для Приднестровья, с информационно-идеологической безопасностью. Обратите внимание на то, что в последнее время происходит в информационном пространстве Республики Молдова. Перекрывается доступ к телеканалам РФ на государственном уровне. Будет транслироваться только западная информационная составляющая. Это по принципу: если хочешь победить врага, воспитай в нужном ключе его детей. Это очень серьезно.

Размывание Приднестровья в идеологическом плане будет происходить именно на информационном уровне. Фактически уже сегодня начался новый этап информационной войны против ПМР при наличии миротворческой операции. Если же не будет ее, то эта война только усилится.

Необходимо показать, почему нужна миротворческая миссия и почему она должна продолжаться, почему нельзя менять ее формат. В Приднестровье есть документальные кадры о гражданской войне, которой миротворцы положили конец. Кадры о том, как на спинах и груди жителей Приднестровья вырезали звезды. Это все надо показать. Потому что ликвидация миротворческой операции может дать толчок для начала новой войны.

Стоит сделать короткий, скажем, 10-минутный фильм и транслировать его по каналам, которые пока еще не перекрыты в Молдове. У немалой части молодых людей в РМ, особенно у тех, кто обучался в Румынии, совершенно другое мировоззрение – антироссийское, прозападное. Фильм может подействовать отрезвляюще на многих.

Не надо забывать и об Украине, которая является участником миротворческого процесса, но при этом фактически выступает на стороне одного из участников конфликта, присоединившись к экономической блокаде Приднестровья. Примером тому являются совместные молдо-украинские таможенные посты на приднестровской границе.

Иван Бургуджи, председатель Независимого информационно-аналитического центра, руководитель Евразийского комитета Гагаузии

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей