Апр 08

На днях Президент Приднестровья Игорь Смирнов пригласил премьер-министра Молдавии Владимира Филата посетить Приднестровье с официальным визитом. Это прозвучало как сенсация: впервые за последние 20 лет Тирасполь сам зовет в гости молдавского руководителя. В ответ Филат заметил: я не езжу с официальным визитом к себе домой. Эксперты полагают, что такой диалог может сорвать переговоры по урегулированию приднестровского конфликта, на возобновлении которых настаивает Москва.

В 1992 году со слов молдавского премьера Мирчи Друка, водрузившего флаг у приднестровского города Дубоссары, «мы у себя дома» начался вооруженный конфликт. С тех пор в Приднестровье, которое до 1940 года было в составе Украинской ССР, не любят упоминаний о «молдавском доме».

Однако в сегодняшней истории поводом для раздражения премьера Молдавии послужила форма приглашения, поступившего из Тирасполя.

До этого в начале текущей недели в Вене состоялись консультации участников Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, которое известно как переговорный формат «5+2» (Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, Молдавия и Приднестровье – стороны, ЕС и США – наблюдатели). Мероприятие проходило на уровне экспертов, но на нем была достигнута договоренность о встрече сторон конфликта на высшем уровне. Это означало, что лидер Приднестровья Игорь Смирнов должен встретиться с главой молдавского государства. Однако в Молдавии никак не могут избрать президента, и потому там есть только его и.о. – спикер парламента Мариан Лупу. С ним скорее всего Смирнов встречаться не хотел, по крайней мере на днях он сказал, что встреча (на высшем уровне) состоится, «когда в Кишиневе будет с кем говорить». При этом президент Приднестровья не объяснил, что его не устраивает – личность Лупу или то, что он всего лишь и.о. В это же время в Москве встретились главы МИД РФ и Молдавии. И Сергей Лавров подтвердил на встрече намерение Москвы возобновить переговоры между Кишиневом и Тирасполем, которые были прерваны в 2006 году. Москва, видимо, настойчиво убеждала в этом и руководство Приднестровья. Но МИД Приднестровья настаивал на равных правах переговаривающихся сторон и выдвигал ультиматум: переговоры начнутся, когда с Приднестровья будет снята экономическая блокада. Москва, а также представители ЕС продолжали настаивать на реанимации переговорного процесса. И тогда в Вене на консультациях посредников и сторон конфликта глава МИД Приднестровья Владимир Ястребчак передал молдавской делегации приглашение Игоря Смирнова, являющегося также главой правительства региона. Оно было адресовано молдавскому премьеру Владимиру Филату. Если бы его просто пригласили в Тирасполь на переговоры, он бы согласился, но в приглашении значилось – «с официальным визитом». Филат понял: так приглашают посетить чужую страну. А молдавский премьер «ездит в регион, как домой».

Надо уточнить: Владимир Филат за время своего премьерства дважды был в Тирасполе – на футбольном матче тираспольского «Шерифа», который выступает под молдавским флагом. «Спорт – единственное, что нас сегодня объединяет»,– заметил по этому поводу директор кишиневского Института общественной политики Аркадий Барбарош. По его мнению, текст приглашения был хорошо продуман, его авторы прекрасно понимали, какой будет реакция на предложение непризнанной республики нанести ей «официальный визит».

«Это попытка сорвать переговоры, на которых настаивают посредники, и головная боль для Москвы», – заметил Барбарош. «Думаю, что до выборов президента, которые в Приднестровье должны пройти в конце года, переговоры не возобновятся. Москва скорее всего, так же как и Кишинев, была бы не против нового лидера в регионе. Однако как на самом деле пройдут выборы, прогнозировать трудно: в Приднестровье не проводятся независимые опросы населения, как оно настроено, не понятно. Серьезных конкурентов у Смирнова по всему нет. Предположить, что Москва предложит ему уйти, – для этого надо знать наверняка, насколько Смирнов зависит от Кремля. Есть некоторые данные, что не на сто процентов. Так что надо дожить до выборов», – прокомментировал ситуацию молдавский эксперт.

Что же касается перспектив урегулирования приднестровского конфликта, то Барбарош уверен – здесь может сыграть европейский фактор: «Евросоюз притягателен не только для жителей Молдовы, но и для молодых приднестровцев. То, что уже в ближайшие год-полтора для граждан Молдавии может быть введен безвизовый режим с ЕС, – реальность. И она привлекательна. Так же как и возможность Молдавии интегрироваться в ЕС не в составе Румынии, что пугает приднестровцев, а самостоятельно. Такая перспектива может сделать больше, чем многолетние переговоры политиков».

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей