Фев 01

Объявлено, что Траян Бэсеску непременно приедет в страну, некогда оккупированную Румынией. Вот где повод покаяться за разорение зажиточной (в царские времена) Бессарабии, за грабёж Приднестровья в 1941 – 1944 годах, за тогдашние бесчинства в Одессе! Вот где место отречься от захватнической политики, которая велась с 1918 года, и провозгласить на весь мир: «Никогда больше!».

Но если ложный стыд снедает потомка гордых даков, можно просто ограничиться рутинным обсуждением рабочих вопросов сотрудничества в области экономики, сейсмологии (и Молдова, и Румыния находятся в опасной «землетрусной» зоне) и т.п. Но не тут-то было!

Оказывается, Траян Бэсеску сразу берёт быка за рога, намереваясь в ходе визита, который рано или поздно всё равно произойдёт, обсудить в Кишинёве «вопросы энергетической безопасности, решения приднестровской проблемы, а также вывода российских войск и вооружений из региона». Такую повестку дня, которая вряд ли сильно изменится, озвучил советник румынского президента по вопросам международной безопасности и стратегии Юлиан Кифу. Чтобы его шеф не был обвинён в излишнем либерализме по отношению к Приднестровью, господин Кифу счёл необходимым конкретизировать: «Румыния поддерживает Кишинёв в его усилиях по выводу российских войск и вооружений из приднестровского региона, и настаивает на выполнении Москвой обязательств, отражённых в итоговой декларации саммита ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году».

Не желая ограничиваться скромными масштабами двусторонних молдо-румынских отношений, глашатай своего господаря придаёт предстоящему мероприятию поистине вселенский размах, подымаясь из своего окопа для атаки на Москву: оказывается, молдо-приднестровские переговоры «были заблокированы после назначения Дмитрия Рогозина специальным посланником президента РФ». Типа всё было уже чики-пуки, но пришёл плохой Рогозин и испортил дело…

И Бухарест готов бескорыстно помогать достижению успеха на переговорах! Правда, желательно без участия Москвы, о чём весьма прозрачно говорит г-н Кифу: «Мы считаем, что диалог должен быть продолжен без внешних ограничений. При этом необходимо, чтобы в процесс не включались третьи силы, представляющие стороны, непосредственно вовлечённые в конфликт».

Это – известная песня Бухареста и его кишинёвских сателлитов: мол, имела место не молдо-приднестровская, а российско-молдовская война. Поэтому надо ПМР вообще вывести из числа участников любых переговоров по урегулированию конфликта, а к уступкам с помощью США и ЕС вынуждать непосредственно Россию.

Но и этого перед визитом Т. Бэсеску Румынии показалось мало.

Трудно сказать, почему румынских политиков волнуют вещи, которые вообще никак их не касаются. К таковым относится проблема открытия в ПМР консульства России. В этом вопросе есть повод для беседы у Кишинёва, Москвы и Тирасполя. Но такие мелочи не смущают команду президента, который, по его собственному признанию, повторил бы слова, в июне 1941 года сказанные Ионом Антонеску: «Румыны, приказываю перейти Прут!».

Господин Юлиан Кифу уже явно готовится форсировать и Днестр: «Если Молдова не контролирует часть своей территории, то… я не знаю, как можно будет допустить открытие дипломатического представительства в таком регионе». Оно и понятно: Бухарест желает «отключить» всю бывшую МССР от газовой и энергетической системы России и Украины, а попутно изолировать приднестровцев от друзей, могущих помочь защитить их права.

Всё вместе это складывается в картину: разоружённое, лишённое военной и дипломатической помощи, включённое в экономику Румынии и Европы, Приднестровье может стать лёгкой добычей бухарестских и кишинёвских унионистов, которые, по их мнению, при необходимости смогут применить против ПМР силу, не опасаясь серьёзного отпора.

Если Траян Бэсеску открыто вмешивается в молдо-приднестровские отношения, то не отстаёт и его дочь – Елена Бэсеску. Она – аж целый европарламентарий! В нынешнем январе Елена Траяновна тоже отличилась. Она вслед за отцом высказалась по приднестровским делам: «Пока молдо-приднестровский конфликт у ворот ЕС не будет разрешён, он, вероятно, будет держать Республику Молдова на расстоянии от Евросоюза».

Мысль, в общем, верная. Но, может быть, Елена Бэсеску не исповедует идеи унионизма, а тем более не собирается присоединять Приднестровье к Румынии? Что ж, посмотрим на её дальнейший ход мыслей: «Было бы предпочтительнее разрешить молдо-приднестровский конфликт, так как без его разрешения Республика Молдова, возможно, не сможет вступить в Европейский союз». А как решать его? И как Молдове в него вступать? А вот как: Румыния хочет «объединиться с Республикой Молдова, но в рамках Европейского союза… Для нас, румын, интеграция РМ в ЕС стала бы большим преимуществом, потому что мы встретимся с нашими братьями из-за Прута». То, что практически все приднестровцы и большинство жителей Молдовы вовсе не собираются «встречаться с братьями из-за Прута» в составе Румынии, её не волнует.

Короче, всё та же песня: вначале включить ПМР в унитарную Молдову, а потом весь лакомый куш – бывшую МССР – присоединить к Румынии. То, что евроструктуры, борясь с Россией за сферы влияния на юго-западе бывшего СССР, закроют глаза на такое «воссоединение разделённого народа», и говорить нечего. Достаточно почитать речи евробюрократов и взять на заметку, что ни разу румынские политики, выступающие с унионистских позиций, не были одёрнуты чиновниками из ЕС.

Андрей Сафонов

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей