Ноя 27

В конце октября Александр Лукашенко заявил на весь мир, что в его стране «финансового кризиса нет и не будет». Две недели спустя минский таксист, подвозивший меня из аэропорта, добавил: «У нас финансового кризиса нет, потому что в Белоруссии нет финансов». На депозитах в белорусских банках, по данным факультета экономики БГУ, сейчас лежит 13,3 трлн. местных рублей — это примерно по 650 долларов на каждого жителя страны...

Возле обменного пункта на проспекте Скорины — непривычная для «правильного» Минска суета. Глазам не верю — в толпе юрко шныряют менялы-валютчики, казалось бы, повсеместно исчезнувшие как класс лет 10 назад! Их появление напрямую связано с дефицитом долларов в обменных пунктах и банках, на который жалуются минчане. Официальные власти проблемы с наличной валютой отрицают, министр внутренних дел страны Владимир Наумов вообще связал появление «чёрного рынка» валюты с… финансовыми проблемами России и Украины! По его словам, Белоруссию наводнили валютчики именно из этих стран, фанатично скупающие «белорусские» доллары.

— Мировой кризис пойдёт только на пользу Белоруссии. Вот Лукашенко какие нужные указы издал: и про государственную гарантию сохранности вкладов, и про отмену декларирования доходов для вкладчиков банков. Раньше нужно было крупную сумму на несколько кусочков разбивать и «ныкать» по 5-10 банкам. А теперь не надо скрываться, если квартиру продал. Заграничные вкладчики к нам сейчас валом попрут, — хвастается мне один из клиентов частного менялы.

Второй перебивает:

— Ага, на пользу. Ты кредит в банке каком-нибудь взять не пробовал? Банки под всевозможными предлогами денег не дают. Я хотел машину новую купить — так еле-еле взял кредит под 18% годовых в валюте, год назад было 11%!

— Белоруссия страдает не от самого финансового кризиса, а от его последствий, — говорит кандидат экономических наук Пётр Кашков. — Их главное слабое место — уменьшение экспорта товаров. Могут возникнуть невыплаты зарплат на предприятиях, которые лишатся привычных рынков сбыта. Сейчас рабочие места на фабриках и заводах, ставших из-за кризиса неприбыльными, сохраняются за счёт бюджетных вливаний, а продукция идёт на склад. На днях в Лондоне открылся белорусский инвестиционный форум, там белорусы ищут инвестиции, которые подстрахуют их промышленных гигантов. Например, Минский автомобильный завод — ему нужно минимум 1,5 млрд. долл. Кризис может белорусам помочь. Заграничный форум они провели впервые за много лет, и он вызвал широкий интерес. Ведь Белоруссия пока выглядит на фоне экономической лихорадки неким островком стабильности.

Во всех магазинах продавщицы наперебой уверяли: никаких кризисных подорожаний и дефицита. Белорусский секрет, достойный подражания, — в преобладании продукции местного производства. Судите сами. По официальной статистике, в 2008 году на белорусских прилавках продавалось: 99,3% отечественного мяса и птицы, 86,5% — своих кондитерских изделий, 86,5% местных трикотажных изделий.

— Мы не зависим от импорта, — пояснила мне пенсионерка, выбирающая в ЦУМе игрушку для внука. — У нас другие проблемы. Отечественной продукции много, но она часто… недоделанная какая-то. Картошка в продуктовых грязная и мокрая, одежда — безвкусная, я внучке старшей спортивные штаны из самой Москвы заказывала. И неправда, что у нас ничего не дорожает. Водка потихоньку «растёт». Говорят, если проблемы с деньгами возникнут, она снова главной валютой станет.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей