июня 21

Очередной скандал с задержанием крупной партии контрабандных сигарет демонстрирует, что в нынешней Молдове этот нелегальный бизнес поставлен на поток и обладает всеми признаками системы.

На этот раз гигантский контрабандный груз был задержан болгарскими таможенниками. По их собственному признанию, они в течение трех недель следили за судном «Капитан Коваленко», следовавшим из Молдовы в Египет, пока, наконец, не задержали его в территориальных водах Болгарии. Стоимость груза — сигарет «Джин Линг» — 7 миллионов евро, если бы они попали на болгарский рынок, то ущерб бюджету этого государства ЕС только от невыплаченных налогов составил бы 12 миллионов. Если учесть, что у Молдовы в смысле сигаретной контрабанды и так — не самая чистая кредитная история, в последнее время, со снятием колючей проволоки по Пруту, сильно ухудшившаяся, высказанная озабоченность властей ЕС вполне понятна.

Молдавские власти молчали дольше. Как видно, согласовывали позицию. Но — очевидно — недосогласовали, так как официальные пояснения грешат многочисленными нестыковками. Скажем, представитель Таможенной службы Ион Магу по сильно остывшим следам происшествия заявил, что задержанная болгарами партия сигарет … абсолютно законна. Она была произведена на Кишиневском табачном комбинате, а молдавские таможенники совместно с представителями Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией ее даже досмотрели. А досмотрев, пожелали судну «Капитан Коваленко» семи футов под килем и вообще — счастливого плавания. Как так случилось, что груз после такого тщательного досмотра отправился в плавание, — по официальной версии, — к берегам Египта, без акцизных марок, так и осталось загадкой. Пока — не разгаданной.

Больше того, быстро выяснилось, что сотрудники антикоррупционного центра были просто не в курсе, что они, оказывается, принимали участие в досмотре скандального груза. Во всяком случае, именно это официально озвучил начальник управления ЦПБЭК Александр Гыска. И уже одно это вызвало подлинное недоумение. Понятно, что Гыска не сам эту версию придумал, а озвучил то, что ему велело начальство. Однако уже очень скоро — на совместной пресс-конференции Таможенного департамента и Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией тот же Александр Гыска был вынужден заявить нечто и вовсе несуразное, мол, сотрудники ЦПБЭК в досмотре груза все-таки участвовали, но «неофициально». М-да, как в том анекдоте: крокодилы — не летают, но если генерал сказал, то летают, низенько.

Все эти очевидные нестыковки и сбои порождают массу очевидных вопросов, на которые официальные органы до сих пор не дают ответа. Что это за «неофициальное» участие сотрудников антикоррупционного центра в досмотре оказавшегося контрабандой груза? Они что — просто мимо проходили и решили его досмотреть? Или — попросил кто, так скажите — кто. Может — таможенники? Но зачем это делать неофициально, когда это можно сделать совершенно прозрачным и легальным образом? Или они просто сопровождали этот груз, чтобы какой-нибудь несведущий гаишник, не дай бог, не подумал его задержать? Как минимум, задать эти вопросы общество имеет право.

Занятно, но таможенники признают, что у этого контрабандного груза и его владельцев могут быть проблемы с законом. Однако, по их словам, связано это не с контрабандой, а с контрафактом. То есть — с интеллектуальной собственностью на эту марку. Они, правда, сами же выступают адвокатами неведомого заказчика, некоего гражданина РМ, утверждая, что и на территории Молдовы, и даже — в Женеве этот бренд зарегистрирован именно за ним. Но раз были сомнения, может, не стоило этот груз выпускать? Или — просто очень надо было выпустить? А проблема — живая, так как болгарские власти задержали эту сигаретную партию, в том числе — по запросу испанской компании, правообладательницы бренда «Джин Линг». А у торговой марки может быть только один правообладатель. И что-то подсказывает: у испанской компании прав на выловленный груз побольше, чем у гражданина Молдовы, скрывающего свое инкогнито. Тем более что это — далеко не первый случай, когда произведенная в Кишиневе сигаретная марка «Джин Линг» фигурирует в международном скандале. Однако молдавские таможенники при «неофициальной» помощи Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией продолжали исправно выпускать укомплектованные именно этими сигаретами колоссальные по объему грузы за пределы Молдовы.

Что остается? Имитировать бурную деятельность. Скажем — молдавские власти направили запрос в Египет. И как бы в Египте не удивились этому запросу. То, что груз болгарские таможенники выловили в районе порта Варна, пронаблюдав за ним три (!) недели, может говорить, в том числе, и о том, что ни в какой Египет он не направлялся. А направлялся он, вероятно, как раз в какой-нибудь европейский порт, откуда так легко распространить контрабандные сигареты в странах Евросоюза. Но задавать этот вопрос молдавским таможенным властям, равно как — представителям правоохранительных органов, просто неудобно.

Тот факт, что только за последнее время мы сталкиваемся уже со вторым крупным скандалом, связанным с контрабандой сигарет в страны Евросоюза, наводит на определенные размышления. По чистой, разумеется, случайности, всплеск активности сигаретных контрабандистов совпал с назначением Владимиром Филатом на пост главы Таможенного департамента своего доверенного лица, человека, который вел сразу несколько принадлежащих Филату бизнесов — в Молдове и в Румынии — Тудора Балицкого. И это — тем более примечательно, что самого Филата румынская юстиция пыталась привлечь в 90-е годы именно за контрабанду сигарет «МТ».

Предыдущий скандал, датированный 5 марта, был связан с задержанием румынскими таможенниками гигантского контрабандного груза сигарет любимой Филатом марки «МТ», который благополучно прошел молдавский таможенный досмотр. По какой-то, невероятной причине, большегрузный автомобиль, перевозивший контрабанду, не прошел через обязательный рентгеновский сканнер. Знающие люди утверждают, что приказ о пропуске без досмотра мог дать либо — глава таможенного департамента (Балицкий), либо — премьер-министр (Филат), либо — Филат Балицкому, а тот уже — дальше, по цепочке.

Характерно, что в профилатовский прессе об этом громком инциденте практически ничего не писали. Генпрокуратура о ходе расследования ничего не сообщала. Новости, которые прокуратура была вынуждена сообщить после депутатского запроса Игоря Време, шокировали. Оказалось, что 4 марта 2010 года, когда, как предполагается, легально провозимый груз — какие-то металлические трубы — был заменен контрабандными сигаретами, Ион Маржине, официальный владелец грузовика, — «скончался в реанимационном отделении больницы Святой Троицы Кишинева в результате инфаркта миокарда». На это — более чем странное совпадение до сих пор никто не обратил внимания. Водитель грузовика, задержанного в Румынии, как утверждает молдавская Генпрокуратура, получил 3 с половиной года по ту сторону Прута.
Один — сидит, другой, «очень вовремя» умер от инфаркта. Концы в воду?
Кто заказчик, кто исполнитель, кто должен был получить деньги, куда направлялся груз — по-прежнему тайна, покрытая мраком.

До сих пор жив, и даже — не задержан — якобы, соучредитель транспортной фирмы, в которой был арендован злополучный грузовик. Владимир Флоря, и он не стал ждать, когда его «вдруг» настигнет случайный «миокард». И он — после обнародования ответа Генпрокуратуры на запрос депутата-коммуниста Игоря Време, — начинает задавать вопросы, которыми давным-давно должна задаваться прокуратура, правда — в том случае, если бы она действительно ставила перед собой цель раскрыть данное преступление. Во-первых, он отрицает тот факт, что является соучредителем данной фирмы, по его словам — владелец — его зять. Так что же в таком случае «накопала» прокуратура? Во-вторых, — и это элементарно даже для стажеров: кто оплачивал расходы, кто нанял водителя, кто заказал провоз груза, кто получил деньги за груз? Молчат, не дают ответа. А ведь существует специальный прибор, который четко фиксирует, как машина двигалась, где и когда стояла, и это скрыть невозможно. Задачка — для начинающего следователя. Однако наша прокуратура бьется над ней, — будто бы неразрешимой, — больше трех месяцев.

Никто не может обнаружить труб, которые, якобы, поступили на этом грузовике в Молдову, а затем были заменены на сигареты. Это что — иголка? А, может, и не было никаких труб, а были — вместо них — какие-нибудь липовые документы? И тогда наш доблестный таможенный начальник должен понести двойное наказание. Но он не несет и первого. Преступление продолжает оставаться нераскрытым.

Имена заказчиков контрабанды по сей день остаются неизвестными. Возможно, мог бы об этом рассказать Ион Маржине — но он умер от инфаркта. Водителю, наверняка, знаком лишь посредник, но он упрятан румынской Фемидой на 3 с половиной года и, по всей вероятности, молдавские следственные органы никак не могут до него добраться.

Тудор Балицкий, администратор бизнеса Владимира Филата, доверенное лицо премьера, вляпывается уже во второй скандал, связанный с контрабандой сигарет, однако продолжает работать на своем посту. Генпрокурор Республики Молдова Виктор Зубко, обещавший раскрыть это преступление к концу мая, с огромным трудом, после депутатского запроса, признает наличие трупа в этом громком деле, однако преступление не раскрывает, хотя на исходе уже июнь. Глава Центра по борьбе с экономическими преступлениями Виорел Кетрару, обещавший Филату «бить морды любому», путается в показаниях — участвовали его сотрудники в досмотре контрабандного груза, задержанного в Болгарии, или не участвовали. Глава МВД Виктор Катан устанавливает на площади клетки, допрашивает бельцких пионеров, бездоказательно обвиняет предыдущее руководство в организации апрельских погромов. Тем временем, контрабанда сигарет в особо крупных размерах из Молдовы продолжается.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей