Сен 30

Андрей Сафонов Я некоторое время назад выложил статью, посвящённую ситуации вокруг ареста украинскими спецслужбами действующего депутата Верховного Совета ПМР Дмитрия Соина и его возможной экстрадиции в Республику Молдова. Не вдаваясь в эмоции, я сосредоточился на политических и юридических аспектах этого дела для государственных институтов ПМР, а также на том, как это может отразиться на отношении к официальным лицам

Приднестровья в будущем – со стороны Молдовы и Запада. Потом я дал теме, что называется, отлежаться.

Теперь вижу, что ничего не изменилось, а потому свожу свои наблюдения в выводы.

Вне зависимости от того, кто и как относится к Дмитрию Соину, нам всем следует признать, что в течение месяца с лишним перед официальными структурами ПМР был выставлен тест, который они не прошли. Проще говоря, с треском его провалили.

Под стражей на Украине находится приднестровский парламентарий. Вне зависимости от признанности или непризнанности ПМР, МИД Республики мог или напрямую, или в рамках формата «5+2» запросить Киев хотя бы о причинах такого экстраординарного события. Это не сделано. Ясно, что кое-кто в руководстве ПМР только рад случаю с Д.Соиным, но при этом надо понимать, что завтра любой приднестровский чиновник сам может оказаться за решёткой, так как создан прецедент. И если кто-то в исполнительных структурах Тирасполя думает, мол, «я-то в душе свой, западник, я только кошу под проросийского евразийца, мои друзья в Брюсселе и Лондоне об этом знают и меня не тронут!», то это совершенно напрасно. В больших играх люди такого рода всего лишь пешки и марионетки. Чтобы напугать всё Приднестровье, ими легко пожертвуют.

Ничего не слышно и о реакции Верховного Совета ПМР – ни в целом, ни по депутатским объединениям в отдельности. Ясно, что Дмитрий Соин и в приднестровском парламенте вёл свою игру, которая у многих вызывала раздражение, так как ломала их планы. Однако, надо всё-таки смотреть на вопросы «поширше», как говорил герой «Операции «Ы»…». Если депутаты промолчали сегодня, когда повязали первого из них (и неважно, кто это был), то лиха беда начало – промолчат и завтра, когда, не дай Бог, повяжут ещё кого-то. Главное – приучить к тому, что так поступать с представителями непризнанной страны можно.

Если гражданин государства в чём-то виноват, то и разбираться с ним должно это самое государство. Но оно должно драться за своего гражданина, как лев, если с этим гражданином пытается расправиться кто-то другой. Конечно, я говорю о логике истинных государственников, а не временщиков, которые оказались на властном Олимпе совершенно случайно, а потому им просто в голову не приходят такие мысли…

После моей предыдущей статьи в СМИ появились материалы, из которых следует, что целью возможной экстрадиции Д.Соина в Молдову, где политику властей сегодня определяет Запад, может быть весь комплекс информации, которой, несомненно, обладает подполковник МГБ ПМР и бывший начальник «Отдела защиты Конституции Республики» данного ведомства. Или это никого в Тирасполе тоже не интересует, или же кое-кого, сориентированного отнюдь не на Москву, в нынешних приднестровских «верхах», как раз это и устраивает. Возможно, в их планы помешать Западу и спецслужбам РМ получить от Соина, в случае его доставки в Кишинёв, соответствующую информацию, как раз и не входит.

Наконец, «соинский прецедент», возможно, уже начал сказываться на отношениях Кишинёва и Тирасполя. Я имею в виду случай с вице-премьером приднестровского правительства Майей Парнас в аэропорту столицы Молдовы. Да, формально представители РМ не считают М.Парнас официальным лицом. Однако, до случая с Соиным, с приднестровскими чиновниками обращались как-то помягче…

Я не государственный служащий, а только эксперт, и не мне принимать решения о той или иной линии официального Тирасполя по «делу Соина». Просто я ни минуты не сомневаюсь, что данный «тест», предложенный властям ПМР – всего лишь «первая ласточка». А «стая» ещё на подлёте…

Андрей Сафонов, приднестровский политолог

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей