мая 06

Румынские СМИ заявили о том, что появились слухи о неофициальной договоренности президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы решить приднестровский вопрос. Каким же образом? Журналисты утверждают, что это будет сделано путем вывода российских войск с территории Приднестровья, также Москва настоит на вхождении непризнанной республики в состав Молдавии, что создаст условия для «европеизации» государства.

Что породило эти слухи? 28 апреля и. о. президента Молдавии Мариан Лупу посетил Бухарест с двухдневным официальным визитом. Заявленной целью поездки значилось развитие сотрудничества между двумя странами, однако до журналистов дошли сведения о том, что основным станет обсуждение приднестровского вопроса и его урегулирования в рамках неофициальной договоренности президентов РФ и США. При этом после состоявшейся встречи с румынским главой государства Траяном Бэсеску и. о. главы Молдавии Лупу заявил: «Приднестровскую проблему можно разрешить, поскольку в ее основе лежит лишь ряд идеологических конфликтов».

В то же время румынский лидер настаивал на европейской интеграции Молдавии, гарантией чего будет политическая стабильность государства. «Наш месседж, адресованный г-ну президенту и партиям, таков: мы желаем видеть альянс как можно более прочным, чтобы гарантировать эволюцию Республики Молдавия в направлении Европы», – приводит издание слова Бэсеску. В свою очередь, по словам Лупу, он понимает, что затягивание политического кризиса негативно отражается на отношении Евросоюза к Молдавии.

Напомним, что эта детективная история началась еще в апреле, когда перед майскими праздниками президент Приднестровья Игорь Смирнов побывал в Кремле, где встретился с главой администрации президента РФ Сергеем Нарышкиным и главой Совбеза Николаем Патрушевым. «Курс Москвы, очевидно, меняется», – заявил журналистам глава непризнанной ПМР после переговоров, однако при этом он отметил, что Москва не собирается сдавать регион, а продолжит защищать его интересы. Кроме того, Смирнов признался, что собирается участвовать в президентских выборах в декабре.

Между тем молдавские власти уверены, что если сменить Смирнова, тогда Приднестровье вновь «вернется в молдавский дом», отметил экс-спикер молдавского парламента, почетный председатель Демпартии республики, депутат Думитру Дьяков. Также он выразил уверенность, что изменились подходы к урегулированию приднестровского вопроса.

В то же время, по мнению Смирнова, изменение позиции России связано с тем, что она собирается обменять Приднестровье на дивиденды от ЕС: «Мы России очень благодарны, благодаря ей мы и существуем. Но в последнее время она на нашем направлении отстранилась, взяла паузу, и ее заполняют другие. Понятно, что Россия надеется, уступив на приднестровском направлении, получить дивиденды в Евросоюзе, но их пока нет. И в Москве, скорее всего, выжидают. Подождем и мы». Далее президент непризнанной республики направился в Киев, где в ходе пресс-конференции подчеркнул, что Москва не отказалась от поддержки Приднестровья, и «никакой интеграции с Молдавией быть не может».

Руководитель Отдела Молдавии и Приднестровья Института стран СНГ Геннадий Коненко рассказал о своем видении приднестровского конфликта и высказался по поводу появившихся в румынских СМИ слухов о договоренности российского и американского президентов о якобы планируемой сдаче Приднестровья.

– Была информация о том, что якобы какие-то договоренности об урегулировании приднестровского вопроса были у нашего президента с германским канцлером Ангелой Меркель, с французским президентом и с Обамой, в т. ч. разговор о приднестровском урегулировании шел во время визита в Москву вице-президента США Байдена. Но заявлений о том, что мы собираемся сдать Приднестровье во имя чего-то, не было, и я бы воздержался говорить о том, что такая договоренность достигнута.

Другой вопрос, что мы хотели бы вместе с перечисленными странами выйти на какое-то решение молдавско-приднестровского кризиса. В какой-то степени наши позиции с Кишиневом совпадают. Т. е. мы бы хотели, чтобы Приднестровье вернулось в Молдавию, но вот на каких условиях – здесь наши позиции разнятся. Официально мы выступаем за возвращение Приднестровья на правах особого субъекта, с особым гарантированным статусом: регион не был бы обычным районом, а занимал бы особое положение как с точки зрения политики, так и экономики. Все участники переговорного процесса, кроме самой непризнанной республики, считают, что Приднестровье является частью Молдавии, но произошло размежевание и отделение, поэтому нужно найти такое решение этому противостоянию, которое удовлетворяло бы обе стороны.

В румынских СМИ появлялась информация о том, что шансы Медведева на выборах повысятся, если он поспособствует урегулированию приднестровской проблемы в том ключе, если произойдет реинтеграция Приднестровья в Молдавию. Румыния спит и видит, как бы вернуть Молдавию под свое владычество и заодно прихватить Приднестровье. Поэтому они очень заинтересованы, чтобы именно так развивались события. Однако так ли это на самом деле, как они это подают, я не уверен.

Также появлялась информация о том, что якобы президенту Приднестровья Игорю Смирнову рекомендовали не выставлять свою кандидатуру еще на один срок, т. к. он уже долго находится у власти, а это недемократично, и надо дать дорогу другим людям. Но я думаю, что в нынешней ситуации в Приднестровье Смирнов является единственным политиком, которого признают не только в самой республике за первого человека, но и за рубежом. Независимо от наших советов он будет баллотироваться на пост президента снова, и, мне кажется, у него достаточно шансов.

Что касается других возможных кандидатов, то им является Анатолий Каминский, председатель Верховного совета. Но по сравнению со Смирновым он проигрывает в популярности, в конкретных делах, поэтому если партия «Обновление» (вернее, те силы, которые за ней стоят) приложит максимум усилий (у них достаточно финансовых и административных ресурсов), то, возможно, он и будет конкурентом Смирнова. Однако я не берусь на 100% прогнозировать результаты выборов. Других политических фигур сейчас в Приднестровье нет.

– Обратимся к апрельскому визиту Смирнова в Кремль. Как Вы оцениваете его слова о том, что Россия «обменяет» Приднестровье на дивиденды от ЕС?

– Да, он так высказался, но также заявил, что его собеседники в Кремле пообещали не бросать Приднестровье. Но в чем это может выражаться? Мы оказываем финансовую помощь непризнанной республике на доплату к их пенсиям, плюс средства идут на питания в детсадах, школах, других учреждениях. Кроме того, там более 100 000 не просто русских, а именно российских граждан. Конечно, это – тот факт, который не может не учитывать Кремль.

Каких-то очень негативных последствий от слухов, что мы собираемся менять Приднестровье на что-либо, я думаю, преждевременно ожидать. Тем более появились новые обстоятельства: Румыния и США подписали соглашение о размещении объектов ПРО. Естественно, мы обеспокоены этим. В этом случае, как мне кажется, нас поставили перед фактом: договоренности еще нет, а тут уже подписано соглашение о размещении элементов обороны. Я думаю, что даже те, кто хотел бы поменять Приднестровье, должны задуматься. Сейчас там осталось мало наших военных, но никогда не поздно нарастить их количество, т. к. угроза со стороны западной системы ПРО присутствует. Мы обратили внимание американцев, чтобы они не направляли элементы ПРО против России.

Конечно, нас уверяют, что это ни в коем случае не против России, а против Ирана или даже Северной Кореи, но верить американцам и натовцам давно уже нельзя. Я считаю, что у нас осознают, что, несмотря на все обещания, они делают по-своему и приближаются к нашим границам по всем направлениям. И Приднестровье (это – моя точка зрения) выглядит тем форпостом, который может быть использован для противодействия планам окружения России. Надо нашим властям подумать, прежде чем принимать какие-то резкие шаги в отношении Приднестровья. Желающие «обменять» непризнанную республику наступят на очередные грабли, я другого не ожидаю.

Елена Колебакина

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей