Дек 23

Практически весь день 11 декабря 2011 года, когда в непризнанной ПМР проходили выборы президента, на одном из кишиневских телеканалов звучало мнение жительницы Приднестровья: она, отвечая на вопрос журналистов «из соседнего государства», чего вы ждете от нынешней избирательной кампании, сказала «мне стыдно за нашу республику». Эту короткую реплику в Кишиневе «гоняли в эфире» с удовольствием и почти в каждом информационном сюжете «из жизни сепаратистов». Кишинев ее воспринимал по-разному. Умные и честные люди, которых здесь остается все меньше и меньше, реагировали правильно: нам за свою республику тоже стыдно. Другие, которых побольше, грубо кивали: так и надо вам, доигрались, не хотели жить в едином государстве.

Слова о стыде за свою республику звучали иначе – как эпиграф ко всей жизни за последние примерно пять-семь лет. Именно тогда начались в непризнанной республике проблемы, от которых приднестровцы сначала слегка ошалели, потом подумали, что показалось, потом поняли, что опоздали, потом поняли, что либо надо валить куда подальше, либо что-то надо с этим делать. Стыдиться, вообще-то, никогда не поздно. Но в «приднестровском случае» надо было чуть пораньше. Сегодня это поняли все без исключения и без дополнительных подсказок. Посмотреть только на плакаты кандидатов на пост президента ПМР. Один говорит, что Родина не продается. Другой обещает, что при нем – президенте - будет порядок.

А то был еще эпиграф к тому, что сегодня интеллигентно называют кампанией по выборам президента с использованием черного пиара и недозволенных политтехнологических приемов. Заморочили людям головы словечками, формулировками, произносимыми закатив глаза и оттопырив мизинец. Нет бы сказать: была настоящая война – дикая, тупая, победу любой ценой, подлая и косящая всех подряд. Если не остановить мерзавцев-зачинщиков и дураков, желающих пострелять, - она и дальше продолжится.

А еще он относился к примечательной детали президентской кампании. Стыдно за республику, потому что если прочитать всю предвыборную прессу, все свое местное и чужое зарубежное посмотреть, послушать и перечитать, если не противно, то выходит: избирать своего президента (национального лидера, вождя, да кого хотите) приднестровцам на этот раз предлагается исключительно из числа воров, политических трепачей, содержателей борделей, развратников, дезертиров, предателей народных интересов… Претендентов-то было всего шесть, из них трое основных, а сколько предлагалось вариантов – на любой вкус. Кто каким грехом болен, тот себе и выберет главного вора, предателя, наркомана и далее по списку. Выбирай по вкусу. Только внимательно прочитай предвыборные тексты.

Вообще, выказанные на людях стыд и грусть всегда следует воспринимать, как призыв к революции. Это ж как накипело, когда слышится «так жить нельзя», «люди, одумайтесь» или «доколе». Только давайте сразу определимся: в этом случае речь идет о призыве к революции в головах, а не к той, когда вилами в бок, и так, чтобы насмерть, и «красного петуха» до горизонта. Если революция начинается в головах, то потом на деле все оборачивается эволюцией. Приднестровье, несмотря на двадцать лет странной жизни в ожидании, тоже может эволюционировать, если дружно и по-честному задумается над тем, к примеру, почему жадность и показное богатство местного меньшинства его не оскорбляет. Тем более что ни один из этих жадин и эксгибиционистов не может показать источники происхождения своего богатства. Или вот другая задача задуматься о своей вынужденной нищете, похоже, организованной не только местными жлобами, но и их странными российскими покровителями.

Разберемся. Приднестровье – форпост России, то есть Приднестровье двадцать лет живет, работает, рожает детей, кормится, чем Бог послал, фактически на передовой. А Россия за это платит по пятнадцать долларов в месяц материальной помощи местным пенсионерам, да периодически посылает политических гонцов и народных танцоров для поддержания приднестровского духа. Так вот – а могла бы платить не по пятнадцать каждому пенсионеру, а по тысячи долларов каждому приднестровцу – от мала до велика. И ведь есть на это средства, раз в Приднестровье и далеко за его пределами, если верить той же российской прессе, у большого ряда тираспольских чиновников появляются немыслимых размеров собственность и немыслимые накопления. Пресса утверждает, что это русские деньги. Очень хорошо. Но почему же эти самые СМИ молчали, года русские деньги в течение многих лет методично разворовывались. Да-да, именно потому, что в те воровские годы Россия решала в ПМР свои дела, запуталась в них, и теперь, во время президентской кампании спохватилась – ой, проснись, раздолба, нас обворовали. И кто! Вот эти! Поэтому, если посчитать все наворованное при молчаливой позиции России, то и выходит, что каждому приднестровцу по тысячи долларов – это даже скромно.

Революция в головах, переходящая в эволюцию, обязательно даст правильный ответ на один из знаковых приднестровских вопросов: в большинстве местных бед ПМР виноваты местные источники. И не надо искать врагов на стороне. На Приднестровье всем вокруг и давно наплевать. Это надо зарубить на всех приднестровских носах. И не надо в решении главных вопросов надеяться на чужую помощь. Когда здесь освоят истину, что надежда есть мать дураков, то можно будет считать: приднестровский процесс пошел, и с улыбкой ждать первых результатов.

И вот еще проблема, вылезшая из глубин избирательной кампании и ставшая поперек всех норм, правил и логики. Она, если уж быть честными до конца, не в «черном пиаре» и в прочей ерунде. Она в приднестровских душах, которые, если судить по последним событиям, отупели и уменьшились до размера кармана. Читали во время кампании разное. Например, листовки, раскиданные по всей территории: «Рысаков завел орловских, алабаевских собак, нам порядок обещаешь. Избиратель не дурак». Понятно о ком. И это понятно о ком: «Удивляться и не стоит, совесть есть ли у него? Может быть Москва отмоет кандидата своего?» Еще листовка: «Люди будьте бдительны, в Приднестровье появилось гестапо. Кто позволил коммерческой структуре создать сигуранцу или гестапо? … Один из допрашивавших произнес знаменательную фразу: «У нас на вас, патриотов, на всех патронов хватит». И тоже понятно, о ком этот кошмар. И все равно выборы состоялись. И все герои листовок получили восхитительную поддержку и сейчас даже спорят – кто у кого украл победу. Приднестровцы не поверили черному пиару и вышли к урнам все, как один. Очень может быть. Но если так, то вот вопрос: они сами-то себе верят? Не очень? А как без веры жить? И они сами-то себя как чувствовали и как чувствуют себя до сих пор, когда участвовавшие в боевых действиях на Днестре услышали однажды слова и в спину, как штыком, от сытых и приближенны сопляков: вот участники Куликовской битвы пошли.

Революция в головах – дело непростое. И она тоже дает право выбора, как и любая избирательная кампания.

Владимир Цеслюк

Отзывов (3) на «Форпост за пятнадцать долларов»

  1. Mona Lissa пишет:

    Если женщина произнесла такие слова… значит у неё есть на это причины… просто так никто на свою стану так наговаривать не будет…

  2. Malibu пишет:

    мне тоже иногда стыдно за свою Республику, живем как в 90-ые, ни ссвободы слова, ни прав человека, один монополизм везде, уже первый шаг мы сделали Смирнова больше не президент, осталось дальше подумать за кого голосовать ведь Шевчук совсем не внушает доверия

  3. EarShot пишет:

    Наверное стыдно не за страну а за то что из нее делают некомпетентные и эгоистичные люди находясь у власти

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей