Янв 31

Никаких сенсаций в Одессе не случилось и не могло случиться. Как следствие - ничего сенсационного и не было озвучено. В отношениях между Молдовой и ПМР давно сложилось определенное и достаточно устойчивое статус-кво. Ни одна из сторон не имеет сегодня ни желания, ни ресурсов что бы что-то менять, нарушая сложившееся равновесие. По большому счету оно сегодня устраивает всех - и профессиональных борцов за «урегулирование на Днестре» оно устраивает в первую очередь. На дворе кризис, а тут – постоянная работа…

Но есть и реальные вопросы, завязанные на экономику, которые требуют своего решения. Одним из таких вопросов является восстановление полноценного, прежде всего – грузового сообщения через Приднестровье. Именно этот вопрос и был вынесен встречу, и реально на ней обсуждался.

Расклад примерно таков. Украина готовит приватизацию «Укрзализныци». Одновременно Украина испытывает трудности в организации железнодорожного сообщения со своими портами на Дунае, сегодня сообщение с ними идет через Север Молдовы, в объезд, что сильно поднимает транспортные расходы. Украинская сторона была бы заинтересована в эксплуатации приднестровской части молдавской железной дороги под своим контролем.

Напомню, что формально причиной железнодорожной блокады служит непризнанность Приднестровья. Молдову отодвинули от эксплуатации Приднестровской железной дороги, но поскольку ПМР не имеет международного признания то этот участок как бы ничей: непонятно кто несет за него ответственность с международно-юридической точки зрения. Украина была бы совсем не прочь взять его под свой контроль и свою ответственность – на каких-то условиях. Об этом, собственно и шел торг, причем Приднестровье в нем выступало союзником Украины. Это – если излагать ситуацию очень кратко, без подробностей. Насколько мне известно, определенные подвижки Украиной достигнуты, хотя переговоры по понятной причине идут сложно.

Все прочие вопросы особо не обсуждались и не могли обсуждаться. Никто ничего не собирается менять: ни формат миротворческой операции, ни сложившиеся таможенные паспортные и прочие отношения. Приднестровская сторона пытается несколько улучшить свои позиции, пользуясь сложной ситуацией в Молдове – но я не думаю, что у нее что-то получится. Очень уж прочное позиционное противостояние сложилось на переговорах. Не думаю также, что в ближайшее время будет восстановлена телефонная связь между Молдовой и ПМР.

Что касается реакций на встречу в самом Приднестровье, то меня искренне забавляют вчерашние противники Евгения Шевчука, еще недавно обливавшие его помоями на выборах, а сегодня превозносящие его по всякому поводу и вообще без повода. Именно оттуда и приходят сообщения о каких-то небывалых подвижках и успехах, якобы достигнутых на переговорах. Ничего этого конечно же нет, хотя в целом внешнеполитические действия нового президента и и.о. главы МИДа вполне адекватны и разумны. Но ситуация объективно такова, что как ни действуй – с места ее пока не сдвинешь. Нужны сторонние усилия, нужно давление каких-то третьих игроков. Сдвиги будут только по тем вопросам, которые представляют интерес для какой-то третьей стороны, имеющей возможности влиять на ситуацию, и только по ним.

Сергей Ильченко

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей