На прошлой неделе в Тирасполе начал свою работу общественно-экспертный совет при Министерстве иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики. Основная тема, над которой работает совет при МИДе, - Евразийская интеграция как основа национальной идеи. При разработке новой редакции концепции внешней политики государства, совет собирается учитывать результаты референдума 17 сентября 2006 года, по итогам которого более 90% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России.
Проблема Приднестровья — как и трёх других постсоветских республик, всё ещё именуемых «непризнанными», — одно из множества неизбежных следствий распада достаточно многонационального государства. Ведь в таком государстве обязательно есть регионы, чьё население не вполне соответствует национальному составу той более крупной административной единицы, к которой они относятся: просто невозможно отразить в административном делении всё многообразие типов расселения граждан. Такая проблема, чисто техническая в рамках единого государства, неизбежно оказывается политической после его распада. Эта политическая неизбежность порождает множество осложнений.
В частности, Приднестровье интересно прежде всего тем, что его население многонационально по происхождению и в то же время совершенно едино по своему стремлению оставаться многонациональным. Жители Приднестровья выразили нежелание жить в составе Молдавии именно тогда, когда руководство Молдавии пожелало сократить эту многонациональность.
И сейчас, как в начале девяностых годов, в руководстве Молдавии — люди, стремящиеся объединить Молдавию с Румынией и избавиться от тех национальных групп, которые не согласны с этим стремлением. В какой мере это стремление обосновано исторически — вопрос достаточно спорный. Так что его я обсуждать не буду. Скажу только, что мне самому при взгляде со стороны призывы к единству молдаван с румынами представляются не вполне бессмысленными. Но, повторяю, это вопрос спорный, и решать его должны сами граждане Молдавии и Румынии.
Что же касается граждан Приднестровья, то на мой взгляд их нежелание становиться на своей родной земле гражданами не то, что второго, а даже третьего сорта (ибо, как показывает опыт долгих взаимоотношений молдаван с румынами, румыны считают именно молдаван гражданами второго сорта) заслуживает ничуть не меньшего уважения, чем желание части граждан Молдавии оказаться на своей родной земле людьми второго сорта.
Теперь о том, как должна Россия относиться к сложившимся в Приднестровье обстоятельствам. На мой взгляд, Россия должна исходить в первую очередь из того, что эти обстоятельства — проблема, неизбежная при распаде многонационального государства и соответственно устранимая проще всего и быстрее всего именно воссозданием многонационального государства.
Я не настаиваю на том, чтобы Россия каким-то образом интегрировала Молдавию. Но у России есть основания для интеграции по крайней мере Приднестровья. Во-первых, явно выраженное на референдуме самих граждан Приднестровской Молдавской Республики желание отделиться от Молдавии, а затем присоединиться к России. Во-вторых, исторические соображения. Напомню: даже сам город Тирасполь основан Александром Васильевичем Суворовым. И напомню также: сама Румыния стала формироваться, только когда земли по обе стороны Днестра уже давно входили в состав России. Так что исторические права России на земли Приднестровья куда труднее оспорить, чем исторические права Румынии на земли между Днестром и Прутом. Соответственно полагаю: Россия при желании могла бы обосновать воссоединение с Приднестровьем именно исторически.
Другое дело, что говоря «при желании», я вовсе не уверен в отношении возможности появления такого желания со стороны самой России. Ни для кого не секрет, что любые шаги в сторону укрепления и развития России встречают очень мощное сопротивление значительной части зарубежья — значительной не по числу граждан, заинтересованных положением России, а по числу граждан, которым любое усиление России невыгодно (грубо говоря, потому, что никому не нужны лишние конкуренты). Соответственно в самой России хватает людей, желающих любой ценой не сталкиваться с этим сопротивлением — тем более что «любую» цену всегда платят из чужого кармана.
Кроме того, есть и техническая сторона дела: у России сейчас нет общей границы с Приднестровьем. Россия отделена от этого региона Украиной, а власти Украины не раз доказывали своё нежелание видеть усиление России в целом и реинтеграцию Приднестровья в частности. Поэтому я полагаю, что при нынешнем состоянии Украины Приднестровье вряд ли удастся воссоединить с Россией: как показывает опыт Калининграда, довольно трудно иметь в составе страны регион, с которым нет общей сухопутной границы, а тут даже общей морской или воздушной границы нет — по воздуху добраться можно только над Украиной. Так что чисто технические соображения, к сожалению, не позволяют надеться на скорое воссоединение.
Вот когда Украина воссоединится с остальной Россией, тогда и технических препятствий присоединению Приднестровья к России не будет. А также не будет препятствий и политических, поскольку реинтеграция даст всей России — включая, конечно, и Украину — такой прирост могущества, что Россия сможет в дальнейшем плевать на тех, кого не устраивает усиление России.
Отзывов (19) на «Присоединение к России через Украину»
Оставьте свой отзыв
- Прогноз погоды на неделю
- Проблематика доставки газа
- Выбор наполнителя зимней куртки
- Как правильно фотографироваться
- Аудитория молдавского интернета
- Продление налоговых и таможенных льгот
- Старт предновогоднего марафона
- Актуализация сумм госпошлины
- Благоустройство новой зоны отдыха
- Оппозиция требует перемен
- Европейская делегация посетила Тирасполь
- Господдержка предприятий реального сектора экономики
- Вернисаж к юбилею
- Обзор нарушений прав и свобод жителей ПМР
- Фанфары Днестра
- Октябрьский прожиточный минимум
- Основы госполитики в области ядерного сдерживания
- По наказам избирателей
- Радикалы нагнетают
- План развития системы среднего профобразования
- Финансово-экономическое положение дел
- Текущая ВЭД ПМР
- Евросоюз провоцирует общественный раскол
- Поддержка молочного животноводства
- Ресоциализация осужденных
- Учения о суверенном интернете
- Различия систем ГЛОНАСС и GPS
- Полезное в кукурузных хлопьях
- Начинаются испытания вакцины от рака
- Диктатура в растерянности
- Протокол ДТП без участия ГАИ
- Пора сменить резину
- Впереди Ялта-2025
- Единый налоговый платеж на доходы
- Никто не верит!
- Октябрьский индекс цен
- Правовое регулирование норм дуального обучения
- Провокации и оголтелая русофобия
- Лесистость Приднестровья
- Запрет рыболовства на зимовальных ямах
02 Авг 2012 в 20:26
Что мы прицепились к тому, что Приднестровье желает быть в составе России. Мы уже давно не хотим жить ни в чьем составе - мы хотим самостоятельности. И если нас признает хоть одна из великих держав, в том числе и Россия, с нами можно вести диалоги, не опасаясь ни Молдовы, ни Украины, т к мы будем НЕЗАВИСИМЫМИ!. После признания уже мы будем выбирать с кем нам выгоднее будет сотрудничать. И совсем не обязательно, что это будет Россия. На деле она показала, что на нее полагаться несерьезно - она постоянно оглядывается по сторонам, боится, что о ней подумает мировое сообщество, или скажет княгиня Мария Алексеевна.
02 Авг 2012 в 23:22
СОГЛАСЕН НА 100 с ДОРАЙ
10 Авг 2012 в 15:11
О какой независимости может идти речь для приднестровья? только формальная независимость, как было Приднестровье зависимо от Украины, России и Молдовы, так и останеться и не важно признают ПМР или нет.
04 марта 2014 в 0:19
Братья приднестровцы!
Одесса вот-вот станет частью новой пророссийской Украины или вообще войдёт вместе с остальным юго-востоком Украины в состав России.
Не упустите свой шанс!
04 марта 2014 в 1:19
для Доры и VITALA– Витал,глядя на твою безграмотность (ДОРАЙ),можно прикинуть и о твоей объективности в данной ситуации.Никакая.
А вам Дора,я скажу,что вы вообще не понимаете элементарных вещей в экономике и благодарности.Вы случайно не в разводе???
04 марта 2014 в 1:46
МОСКВА, 4 марта. /ИТАР-ТАСС/. В правительстве “готовится и практически одобрен законопроект”, упрощающий предоставление гражданства РФ. Об этом заявил в программе “Познер” Первого канала вице-спикер Госдумы Александр Жуков. Он подчеркнул, что этот документ будет касаться не только жителей Украины и этнических русских, но и всех граждан бывшего СССР.
Планируется давать гражданство всем, для кого русский является родным, кто говорит на русском языке и кто по восходящей линии имел родственников, проживавших на территории Советского Союза”, - рассказал Жуков. “Ожидается, что будут образованы специальные комиссии для проверки знания русского языка, исторических доказательств проживания родственников этих людей”, - добавил он. Только после этого “в облегченном порядке будет даваться вид на жительство и гражданство”.
04 марта 2014 в 6:23
Дора - ОЧЕНЬ УДИВИЛИ “И совсем не обязательно, что это будет Россия. На деле она показала, что на нее полагаться несерьезно - она постоянно оглядывается по сторонам, боится, что о ней подумает мировое сообщество, или скажет княгиня Мария Алексеевна”. когда вас предала Россия? (не надо вспоминать правление мишки горби - он вообще всех предал) А Россия -то впрягалась и не раз за ПМР, думаю примеров полно. Что до того что Приднестровская республика ещё не признана той же Россией, так видно есть на то причины ибо политика это не поле для волюнтаристских решений, а скорее шахматная доска. И поверь, Дора, я таки убеждён, что Приднестровская республика получит международное признание. А там уж сами приднестровцы решат, с кем и как им дружить, сотрудничать и д.р.
04 марта 2014 в 7:09
Наивные вы люди. Никто никогда не признает страны из разряда ПМР, Абхазии и т.д. А при случае растопчут, не моргнув глазом.
04 марта 2014 в 8:05
Почему некогда , если рм не станет как суверенного государства (в состав румынии) то нас признают!!!при каком это случае??? Как в грузии или пример крыма и решения совета федерации дающие право ввода войск рф на украину , что мешает ввести воиска рф в молдову при попытках агрессии рм и румынии !!! Вы думаете что нато готова пойти с рф на прямой локальный конфликт????? Все что может запад это попытаться политически и экономически давить на рф .и поверьте ес нехочет что бы газ и другие природные ресурсы перенаправили в китай индию и другие страны , в ес кризис и им идти на конфликт с рф смертеподобна!!!! Вся эта ситуация с украинай выгодна только сша , пендосы как всегда развязали конфликт и теперь получают выгоду пытаясь ослабить рф экономически и политически на международном уровне!! В результате оснавная нагрузка финансовая ляжет на рф !!! Дороговата украина обходится рф , я считаю украину надо вытаскивать на условиях вхождения в союз рф белорусь и тс . Иначе опять деньги на ветер!!!!!!а западенцев вобще выгнать к ляхам , пусть там евроунитазы моют !!!!!!
04 марта 2014 в 8:13
Алексей, я думаю, что теперь маленькие государства (признанные, не признанные) будут более в надёжном положении так-как Россия показала, свою позицию в геополитческих вопросах
04 марта 2014 в 8:28
Сергей, не судите Россию словами её врагов. Как минимум последние несколько сотен лет нашу богатейшую страну пытаются завоевать и разграбить то одни то другие представители “доброго запада”, прикрываясь чем угодно от фашизма до демократии. Наша позиция в геополитике - защищать своё в отличии от политики запада: захватывать и грабить чужое. Не будьте наивными. Им плевать на людей и на их права. Только ресурсы интересуют их. Война за них ведётся непрерывно и уже очень давно.
04 марта 2014 в 8:44
Алексей, согласен с “Как минимум последние несколько сотен лет нашу богатейшую страну пытаются завоевать и разграбить то одни то другие представители “доброго запада”, прикрываясь чем угодно от фашизма до демократии. Наша позиция в геополитике - защищать своё в отличии от политики запада: захватывать и грабить чужое. Не будьте наивными. Им плевать на людей и на их права. Только ресурсы интересуют их. Война за них ведётся непрерывно и уже очень давно.” на 100%, а вот момент с “не судите Россию словами её врагов” - таки не понял, что Вы имели в виду?
04 марта 2014 в 8:57
И хотел бы еще добавить некоторым личностям что если мы при признании не добьемся присоединения к рф как субьекта федерации то корупция станет огромнейшей в пмр . Вы представляите наших ченушек какие дома и счета можно будет строить и хапать???? А что не кому не хочется внедрения федеральных программ ??? Что кто то против что бы мы и наши дети имели возможность покупать и строить желье , создавая семьи и и помощь с целью увеличения демографического фона пмр ???? Или кто то не согласен что у нас родственечество и связи с деньгами решают много вопросов переступая через закон???? Нам нужен ставленик из кремля , нужна прозрачность властей все заседания депутатов транслировались онлайн без цензуры . Власть должна отчитываться за каждый шаг , финансовый политический экономический!!!
04 марта 2014 в 9:19
Вообще, конечно, присоединение к РФ, это однозначно лучший вариант.
Ибо полной и безоговорочной независимости маленькие страны, да и сравнительно большие (та же Белоруссия) не имеют как таковой и всегда являются своего рода “канатом” двух полюсов России и еСС (США).
А, в случае, с присоединением, к 1/6 части суши, то однозначно - выйгрыш для Приднестровской Республики.
При этом Россия - это федеративное государство и Приднестровье сохранит свои органы государственной власти и национальную атрибутику.
Так, что можно согласится Алексеем - вопрос надо решать сейчас
04 марта 2014 в 10:00
Сергей, извиняюсь, в комментарии №10 понял Вас с точностью наоборот.
21 марта 2014 в 15:16
если хотят в россию,то почему бы и нет? самостоятельная федерация в составе россии. если от чистого сердца, добро пожаловать! время собирать камни.
14 Апр 2014 в 17:56
Ванга говорила что Владимир соберет потерянные земли!будем надеяться, что наш Владимир -тот Владимир!
15 Апр 2014 в 12:41
Лена - может-быть.
05 июня 2021 в 23:43
Русофилы-террористы говорят о краже румынской земли у России… это произошло один раз в 1812 году, один раз в 1940 и 1944 годах, но на этот раз этого удастся избежать…