Окт 05

Приднестровский литератор и независимый журналист Роман Коноплев, который является также владельцем неправительственного агентства DNIESTER, а также опозиционер действующей власти Приднестровской Молдавской Республики в лице Президента ПМР Евгения Шевчука, рассказал российскому СМИ о текущей ситуации в Приднестровье и перспективах разрешения молдо-приднестровского конфликта. Публикуем полную беседу.

– Как можно охарактеризовать ситуацию внутри и вокруг ПМР?

Роман Коноплев: Существует определенная последовательность во всех процессах, как внутри, так и снаружи ПМР. Внутри республики мы наблюдаем укрепление режима, построение шаг за шагом абсолютной власти, где во главе пирамиды расположен диктатор, а подчинённые вокруг него создают атмосферу благодушия, слащавой преданности, процветает подхалимаж, и прочие восточно-деспотические элементы управления. Эта нелепая ситуация способствует вымыванию из Приднестровья молодежи, деятельных людей, т.н. «креативного класса». Снаружи ПМР ситуация также развивается вполне последовательно, согласно определенной логике. Пока ПМР и её верхушка деградирует и любуется собой, а население уверенными темпами переезжает либо на кладбище, либо в соседние регионы, - мировое сообщество пытается решить т.н. «приднестровскую проблему», используя методику кнута и пряника. Использует постепенно, но с надеждой на успех.

– С точки зрения политологии, как можно определить политическую систему и режим правления в ПМР?

Роман Коноплев: Как разновидность тоталитарных систем – фашизм. Все элементы нынешнего режима тому живое свидетельство. Власти ПМР занимаются очевидной мифологией, прикармливая население имперскими сказками о том, что они, дескать, за «Великую Россию» и её Таможенный Союз. В аналогичную дудку дует Церковь, год от года усиливая свои позиции во власти и общественном сознании. В том же ключе пропагандистскую работу ведут всевозможные общественные структуры, преданные власти и финансируемые за её счёт. Тем же самым занимаются платные агитаторы власти в Интернете. Этот имперский миф, отмечу, к реальности имеет мало отношения – никто не в силах назвать примерные даты, когда именно Приднестровье станет частью «империи» - этому всегда что-то мешает, то неправильные политики в Киеве, то в Кишинёве, то ещё что-нибудь… Однако параллельно с культивацией этого мифа силами спецслужб и хунвейбинов дискредитируются оппоненты власти, проплачиваются акции по борьбе с неугодными, всё происходящее подчинено единственному смыслу – укреплению абсолютной власти диктатора и его свиты.

Мировое сообщество воспринимает происходящее неоднозначно. Факты нарушения прав человека признаются как действительность. Но фигуру нынешнего тираспольского диктатора не трогают, наоборот, осыпают комплиментами в надежде на уступки, на то, что он переведёт Приднестровье под юрисдикцию Кишинёва.

Есть и другой фактор – нынешнего диктатора считают «меньшим злом» на фоне предыдущей власти. Этим пользуется нынешний режим – они везде намекают – «смотрите, перестанете поддерживать меня – вернутся люди прошлого». Это старый приём, уже многократно испытанный.

Период правления Смирнова не слишком сильно отличался от того, что есть сегодня. Отличался разве что некоторыми деталями – меньше зажимали печатные и Интернет-СМИ, поскольку оценивали их влияние как мизерное, так что существовали определенные шлюзы. По мелочам не цеплялись, Смирнов, можно сказать, был великодушным диктатором, в нём много чего было от руководителя советского стиля, кем, собственно, он и был. Сегодня у власти в ПМР находятся профессиональные упыри и садисты. Я даже не знаю, что они обожают больше – свою власть, свои доходы, роскошную жизнь, или собственную манию величия, воспитанную в условиях замкнутого пространства…

– Почему на твой взгляд бегут люди из ПМР?

Роман Коноплев: Потому что когда создавалась ПМР, Кишинев на фоне Тирасполя выглядел отсталым и мракобесным. Сегодня ситуация прямо противоположная. В конце восьмидесятых Тирасполь, а тем более Днестровск, где я жил, были технократическими центрами, это были города инженеров, выпускников Одесского Политехнического. В библиотеках составляли списки – очереди на месяц, чтобы прочитать новый роман, и на это давалась иногда пара дней…

Сегодня Приднестровье имеет в плюсе только то, что никак не зависит вообще ни от чего – географический фактор, тепло. Вместо технократизма – попы и КГБ, и количество дорогих автомобилей, в пропорции несоразмерно любому другому региону Европы. На фоне элиты, которая блещет роскошью, мрачная нищета, «Скорая помощь», которая окажет помощь только по звонку «сверху». Кладбище, где хоронят в грязи, надевая на ноги полиэтиленовые мешки, учреждения, где людям не за бесплатно выдают документы, которые по сути таковыми не являются. Потому что фашизм, потому что страшно, неуютно, потому и бегут…

– Что спасет и что погубит Приднестровье?

Роман Коноплев: В американской драме «Таинственный Лес» протестантская община ушла из городов, от пороков и преступности, чтобы создать собственный, новый мир… В Приднестровье произошло нечто подобное. Красные директора, спасая приднестровцев от национализма и последствий распада СССР, «увели» их за собой в новую мечту, в замкнутую Систему. В рамках этой Системы почему-то вышло так, что эти самые «директора» оказались сторонниками не протестантской этики, а восточного, азиопского деспотизма. В результате они и их дети стали мультимиллионерами, их свита приобрела колоссальные доходы, обжилась имуществом. А население погрузилось в нищету. Сейчас вместо одной шайки жуликов пришла другая, помоложе, с не меньшими аппетитами. Вся история послевоенного Приднестровья, вся истинная история последних лет, - это, пожалуй, только две истории, - история приватизации и история газовой трубы. В обоих случаях отдельная категория удачливых госслужащих превращается в миллиардеров. Все остальные истории и мифы – они пишутся людьми на зарплате с единственной целью – нагнать пафоса, создать снаружи некую ауру, которая скроет всё зло, скроет от своих граждан, и от россиян, чьи деньги 20 лет крадут через непрозрачные схемы и манипуляции газовых и других компаний.

Всё это уже погубило Приднестровье.

Что может спасти людей? Разум и знание. Что бы ни говорил телевизор, попы, платные сетевые агитаторы – нужно самому пытаться во всём разбираться, видеть между строк, в Интернете искать учебники, комментарии умных, неангажированных людей. Если смотрите ТВ – смотрите там познавательные программы, а не новости, которые написали платные пропагандисты.

– Каким ты видишь Приднестровье в идеальном будущем: Часть России или маленькая Швейцария?

Роман Коноплев: Я думаю, что не случайно в последние месяцы можно наблюдать, как в приднестровские «дела» активно вникает ООН. Это хороший знак. Из конфликтов, урегулированных благодаря вмешательству ООН, на мой взгляд, наиболее благополучным можно считать разрешение проблемы Аландских островов. Проблема Приднестровья – это внутренняя проблема для европейского континента, частью которого является и Россия. Так что в таких условиях при столкновении интересов и множестве игроков, завязанных в этом узле, ООН выглядит непредвзятым институтом, способным всё расставить по своим местам.

Конечно, в отличие от Аландских островов, рядом с Приднестровьем не Швеция с Финляндией, а Украина и Молдова. Это страны с множеством проблем, неокрепшей государственностью, и тому подобное. Но даже если так случится, что в каком-нибудь отдалённом будущем Приднестровье окажется на стыке интересов Румынии и России – вот в этом случае аналогия с Аландами будет вполне логичной. Так что, почему бы ООН не попытаться предложить что-либо в данном контексте уже сегодня?

Отзывов (5) на «Коноплев о ситуации в Приднестровье»

  1. юрий пишет:

    Роман Вы говорите правильно, но сейчас изменить пока ничего нельзя по причине: все ветви власти, это в большей своей массе корумпированные чиновники (директора, начальники отделов переделов и т.д, крупные бизнесмены) и даное государство им интересно.А простому интелегенту как Вы вспоминаете - куда труба зовёт - Россия матушка да немножко Украина и все остальные Очень интересен вопрос назначения на высокие должностя женщин. А ведь они более щепетильны к вопросу выполнения распоряжений. Вопрос мне кажется не совсем изучен, и не дай бог что бы подтвердились мои мысли. Как говорят - нужно посмотреть

  2. и пишет:

    Оказывается есть в Приднестровье умные люди которые видят реальную картину происходящего в ПМР. Жалко что таких как Роман очень мало а то бы мы жили не в таком государстве. И может быть было достойное будущее у наших детей и внуков.

  3. Андрей пишет:

    Очень интересно Юрий, как это изменить ничего нельзя???? Абсолютно не согласен. Изменить можно, единственным условием является общность, так как один как известно в поле не воин.

  4. ольга пишет:

    Несчастный, запуганный народ уже на грани безумия, сколько горя принесли эти кровососы. Мракобесию нет конца. Загубили чудную , работящую молодежь, взятки и посадки измучали население. Бегут кто куда…..

  5. игорь пишет:

    Я не верил, что это так, как сказал Роман. Но это действительно так. Везде пишут, что будущее с Россией, а на самом деле Дополняют Законы Указами из которых следует “Мы с Россией, но без Россиян”. Указ № 132 прямо на это указывает. Прожив в ПМР 1.5 года и регистрируясь каждые 45 суток, сейчас мне предлагают (якобы упрощая регистрацию). зарегистрироваться на 1 год, только надо предоставить кучу справок, доказать родство, привезти на опознание всех членов семьи и всю живность ( что практически невозможно)

    Пмр не знает где взять деньги? Попробую подсказать (хотя я в этом не специалист). Берите за краткосрочную регистрацию в ПМР деньги, как это делают в России (10-50 сувориков). Не выселяйте Россиян (как Вы пытаетесь сделать). Только наша семья приносим в ПМР 500 000 р в год. А нас таких много.

    Приднестровцы имеют право получить двойное гражданство. Россияне, прежде чем получить двойное гражданство, должны, для начала, отказаться от Российского гражданства. Потом получить Приднестровское, а потом оформлять Российское. Господа. Даже вопрос задавать не стоит.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей